О сокрушительном успехе сериала «Школа» рассказал программный директор «1+1» Андрей Коваль. Редакция «Телекритики» решила поделиться с вами самыми интересными моментами интервью.
Прошла неделя после премьеры «Школы», а ажиотаж в соцсетях не утихает. Ожидали ли вы такой «шум»? Прокомментируйте показатели сериала в эфире.
Перед запуском сериала в производство мы провели тестирование в нескольких разных группах зрителей. Реакция была очень активной, продукт воспринимали весьма позитивно, он явно не оставлял равнодушным. После запуска промо мы увидели очень активный отклик в различных соцсетях, особенно у молодой публики. Эти два факта показывали, что у сериала будет широкая аудитория и, скорее всего, хорошие показатели смотрения.
Но даже самые смелые наши прогнозы оказались по факту скромными – доля сериала по Украине по аудитории 18-54 лет составила 16,3% и 13% для аналогичной аудитории в городах с населением более 50 тыс. человек. Что особенно радует – второй день показа принес не менее, а еще более приятные показатели.
Судя по реакции пользователей соцсетей, восторгов относительно актуального украинского продукта столько же, сколько и негатива – пишут, что сериал драматизирует действительность, и на самом деле у подростков все не так плохо… Хотя и социальная статистика, и те же ленты новостей говорят об обратном – в сериале все еще слишком «аккуратно» показано. Как считаете, украинские родители в плену иллюзий? Им удобно верить в то, что их дети – другие?
Мне кажется, что сериал получился сбалансированным – в нем много жестких, преувеличенных моментов, а некоторые реалии школы наоборот смягчены. Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с комментариями самих школьников. По их мнению, успех этого продукта обусловлен его «жизненностью» и «правдивостью». Мое личное мнение об оценке родителями своих детей состоит в том, что детский коллектив – достаточно закрытая группа. Чтобы понять, что там происходит, надо быть очень наблюдательным и иметьмного времени для наблюдения за ними. Не все взрослые обладают способностью вникнуть во все подробности тех отношений, в которые их ребенок вступает в различных детских коллективах. В «Школе» на самом деле ничего необычного, или нового не показали – все эти ситуации и отношения часто были в центре различных произведений в разные времена. Самые яркие и известные – роман Голдинга «Повелитель мух», фильм Быкова «Чучело».
В отличие от подобных продуктов, у нас не было и нет цели посредством сериала «Школа» шокировать или вселить панику – для этого действительно хватает лент новостей. «Школа» – оптимистичный сериал, где на помощь подросткам всегда приходят взрослые, где в трудную минуту рядом оказывается кто-то «свой». И повествование всегда строится таким образом, что какой бы ужасающей ни была ситуация, в конечном счете все будет хорошо. То, что нам удалось найти современную форму повествования, близкую к нынешнему языку соцсетей, и при этом не скатиться в чернуху, свидетельствует о том, что авторы – настоящие профессионалы. Они соединили свои умения телевизионщиков и глубокие знания самого предмета школьных отношений.
Это абсолютно закономерное волнение. Но я думаю, что этот страх усиливается по мере уменьшения доверия родителей к своим собственным детям. Если в ребенке заложены соответствующие ценности, а родители вникли в особенности и правила той среды, куда они отправили своих детей, то сериал не способен изменить поведенческие модели. Другими словами, трансляция сериала для детей и родителей, находящихся в здоровых отношениях, – это один из поводов поговорить с ребенком, узнать, чем он живет, о чем мечтает, что его угнетает. И опять же, подобные претензии возникают к сериалу, выходящему на большом общенациональном канале, который смотрят сами родители. Но не все же из них знают, что смотрит их ребенок по ТВ днем, на видеосервисах в интернете. По моим наблюдениям, там контент намного жестче и вреднее для психики детей. Ведь в интернете это содержание не проходит столько фильтров самоцензуры, как продукт для прайм-тайма на ТВ. Выходит, что часто родители не беспокоятся об этих вещах если сами их не видят.
«Мне сегодняшние подростки кажутся более мудрыми, здравомыслящими, свободными, чем, скажем, мое поколение 70-80-х»
В сериале затрагивается тема извечного конфликта отцов и детей. Что вы как отец двух девочек можете порекомендовать родителям, которые стремятся стать и другом и одновременно авторитетом для своих детей?
Конфликт, как вы сказали, извечный, и он естественный, поскольку дети уходят от родительской опеки, погружаясь в разные социальные группы, обучаясь новым правилам и перенимая определенные ценностные системы, часто не характерные для семьи, в которой они росли. Рекомендовать что-либо не смогу, к тому же есть масса книг и открытых источников, где об этом говорят профессионалы своего дела, детские и семейные психологи и просто мудрые люди. Я стараюсь больше времени общаться с детьми, стараюсь чтобы время, проведенное со мной, было ценным для них и у них не угасал интерес к совместному времяпрепровождению. Хотя в современных реалиях это делать это весьма сложно – конкуренция за внимание ребенка даже внутри дома растет (ТВ, игры, интернет и пр.) и у родителей много соблазнов «просачковать» и потратить время на себя.
Что думают школьники о сериале «Школа» на «1+1»
Мы живем в век сознательных родителей, которые водят малышей на «развивалки», возят с футбола на джиу-джитсу и с младенчества читают книги по детской психологии. Буквально лет 30-40 назад у родителей не было возможности уделять детям столько времени, нас всех растили «небрежно». Почему же сегодня вокруг столько детской жестокости, как вам кажется?
Думаю, дети не более жестокие, чем всегда – просто сегодня, в наше время излишнего доступа к разнообразным источникам информации, это, в том числе, вдруг стало заметно и очевидно. Сейчас у подростков много инструментов для проявления себя, и в их закрытый мир стали проникать взрослые. Еще 15-20 лет назад это было сделать сложно – не было доступных телефонов с камерами, интернет не использовался как доступ в соцсети, где очень хорошо проявляется подростковая субкультура.
Мне, наоборот, нравится это поколение. Мне сегодняшние подростки кажутся более мудрыми, здравомыслящими, свободными, чем, скажем, мое поколение 70-80-х. Все же наше общество с годами созрело, повзрослело и это наиболее ярко проявляется в детях и подростках.
«Для воспитания успешных, счастливых и полезных обществу людей нужно корректировать подходы»
Может ли сериал «Школа» поменять что-либо в обществе? Станут ли родители внимательнее, а дети – осознаннее? У сериала есть миссия?
Миссия у этого сериала, как у любого продукта массмедиа, – вызвать общественный резонанс. Мы, телевизионщики, не можем менять людей, так не бывает. Мы можем привлечь внимание, заставить задуматься, стимулировать начать интересоваться. В сериале есть еще один слой, он менее явный, но это также история про двух взрослых, людей новой формации, которые случайно, каждый по своим причинам, попали в другую систему. Они, современные, свободные, продвинутые, попадают в достаточно консервативную, традиционную среду. Они все делают иначе, сначала система их будто отторгает, но затем они постепенно начинают все менять – и саму систему, и коллег, и школьников.
Не только наша страна, но и весь мир стоит на пороге масштабных преобразований в образовании, поскольку многим уже стало очевидно, что для воспитания успешных, счастливых и полезных обществу людей нужно корректировать подходы. Существующие системы уже слишком многого не учитывают – мы даже до конца не понимаем, какие знания могут быть действительно востребованы через 20-25 лет. Над этим стоит задуматься, особенно нам, людям, которым досталась в наследство система образования тоталитарного общества, где ученика кроме школьной программы вовлекали сначала в октябрята, потом в пионеры, комсомол. Сейчас многое советского отмерло, и как нынешняя система справляется с подготовкой людей свободной страны – большой вопрос.
В сериале мало показаны семьи, из которых пришли в «Школу» вот такие, разные, но по-своему проблемные дети. На человека больше влияет окружающая среда или все-таки семья, из которой он вышел, как вам кажется?
Для человека окружающей средой является все, даже его семья. Я верю, что человек – социально обусловлен. Все зависит от того, с кем чаще и на каком этапе он коммуницирует. Если человек больше общается в семье – его определяют нормы, ценности и правила семьи, если его мир формирует двор – он адаптируется под его условия, если – церковь, то церковные правила и т. д. Естественно, что на большинство детей семья продолжает оказывать решающее влияние при формировании человеческих качеств. Именно родители способны заложить все, что считают хорошим и полезным для ребенка, оградить от негативных влияний. Если времени ребенку не уделили в семье, качества не закладываются или они, скажем так, сомнительные, человек – ребенок – выходит в свет как чистый лист, и ему легче поддаться влиянию более сложившейся, харизматичной личности.
В сериале «Школа» мы это тоже показываем: как более слабые идут за лидером, как в одном классе сталкиваются дети из разных семей и даже разных национальностей, как те же шаблоны отношений «сильный/слабый» дублируются и в учительских и как важно быть состоявшейся сильной личностью, чтобы не «прогибаться» под тех, кто пытается сделать тебя хуже.
Что ждет героев сериала в следующих сериях? Раз сериал «оптимистичный» – значит, все будет хорошо?
Честно говоря, я сам его до конца еще не смотрел, генеральные линии знаю, но раскрывать не стану. Могу только сказать, что в сериале, как и в жизни – и взрослый, и ребенок должен усвоить какой-то свой урок, решить какую-то свою дилемму, сделать какие-то важные для себя выводы, сам или с посторонней помощью. Я верю в героев сериала – у них должно все получиться.
Оригинальное интервью можно прочитать по ссылке.