Роман Фолькера Кутчера (переводчики издательства «Эксмо» транскрибировали фамилию писателя как Кучер) – крепкий исторический детектив, подробно описывающий будни берлинских полицейских конца 20-х годов, межведомственную борьбу, а также изнанку городской жизни, где перемешались гангстеры, политические экстремисты, гомосексуалы, проститутки и наркоманы.
Кутчер правдоподобно описывает атмосферу Веймарской Германии – страны, получившей свободу в результате военного поражения, с фрустрированным обществом на выходе, которое воспринимает свое бытие как непрерывную череду кризисов и упадка нравов. Немецкий историк и культуролог Тодд Херцог в книге Crime Stories: Criminalistic Fantasy and the Culture of Crisis in Weimar Germany блестяще описывает интеллектуальную атмосферу того времени, когда гротескные криминальные драмы наподобие «Доктора Мабузе» Фрица Ланга, с гипнотизерами и всемогущими преступниками, воспринимались зрителем как реалистичное кино про «наши дни» – настолько в общественном сознании было укоренено представление о Берлине как о «Чикаго на Шпрее».
В то же время поклонники сериала будут скорее разочарованы – если экранизация «Вавилона Берлина» стала настоящим признанием в любви мифу о Веймарской Германии, актуализацией наследия экспрессионизма в новой культурной реальности, а также адаптацией «криминальных историй» вроде упомянутого «Доктора Мабузе», то литературная основа оказалась попроще (сам автор своим источником вдохновения называет американский нуар). В романе больше прозы жизни, подробностей хода расследований, меньше эксцентричных сюжетов и головоломных приключений, хотя кровищи и насилия примерно столько же.
«Ужасы войны и позор поражения буквально свели немцев с ума – именно этим психологическим кризисом объясняется угар исступленного веселья в Берлине и приход к власти Гитлера»
Важными героями книги являются реально существовавшие руководители берлинской полиции Цоргибель и Геннат, которые в фильме оказываются на обочине сюжета. Между тем, эти полицейские чиновники сделали большой вклад в развитие сыскного дела. На фоне высокого уровня преступности 20-х годов, берлинская полиция постоянно совершенствовала методы работы: например, именно там впервые появились «лаборатории на колесах» – полицейские фургоны, оснащенные всеми последними достижениями криминалистической науки, с помощью которых можно было оперативно исследовать место преступления.
Впрочем, есть и различия, которые говорят скорее в пользу работы Тома Тыквера и его команды.
В сериале «Вавилон Берлин» инспектор Гереон Рат – ветеран войны с искалеченной психикой, подсаживающийся на наркотики. Его подсознание заполнено демонами, включая темную личную историю. С помощью этого приема авторы сериала удачно показывают психическую нестабильность общества Веймарской Германии. Ужасы войны и позор поражения буквально свели немцев с ума: в 20-е годы был зафиксирован всплеск психических расстройств, самоубийств, серийных убийств и сексуальных преступлений. Чего стоила реальная история Фрица Хаармана, «ганноверского вампира», убийцы-гомосексуала, употреблявшего в пищу кровь и мясо жертв, при этом он долго оставался непойманным, потому что был секретным сотрудником полиции. Этим психологическим кризисом объясняется и тот угар исступленного веселья в Берлине, который превратил его в «Вавилон». Именно это психологическое неблагополучие общества делает более понятным и будущее возвышение Гитлера.
В книге всего этого нет. Гереон Рат до скуки стабилен с психической точки зрения, до фронта он не добрался – призвали на службу в самом конце войны, никакие демоны и страсти не разрывают его душу. Да и наркотики в его жизни появляются в виде случайной понюшки кокаина в клубе (хотя, судя по тому, как инспектору понравилось нюхать кокаин, в следующих книгах можно ожидать, что он пристрастится к порошку).
У книжного Рата, в отличие от кинематографического двойника, гораздо более прозаический «скелет в шкафу» – во время службы в Кельне он убил преступника, превысив полномочия (а убийство гангстера «Святого Йозефа», тело которого он утопил в бетоне, в книге является как бы ужасным дежавю для героя). Также в книге отсутствует история и с порношантажом, хотя сама порностудия появляется в прологе романа – правда, вместо «божественных» сюжетов там снимают двойников немецких императоров.
По правде говоря, в отличие от киношного, книжный Рат довольно мерзкий тип: расчетливый карьерист и «брутальный коп», который не вызывает такого сочувствия, как «несвятой святой» инспектор, попавший на самое дно Берлина и оставшийся чистым (имя Гереон – это имя святого покровителя его родного Кельна). Возлюбленная Рата Шарлотта Риттер в книге также существенно отличается от ее кинематографического образа. В фильме Лотта – бедовая девочка из трущоб, которая любой ценой хочет вырваться из нищеты. В романе Кутчера это карьеристка, давно работающая в полиции, которая стремится утвердить право женщины на «мужскую профессию». Шарлотта Риттер скорее феминистка, чем «Золушка из плохого района».
Зачем смотреть сериал «Вавилон Берлин»
Перипетии охоты за «золотым поездом» в книге и сериале в целом схожи, однако есть и важные нюансы. У Фолькера Кутчера главным сверхзлодеем оказывается напарник Рата Бруно Вольтер: их противостояние напоминает любимый прием детективов Акунина, когда главный злодей превосходит сыщика Фандорина по всем статьям, кроме одной – незыблемости моральных ценностей, благодаря которой Эраст Петрович и побеждает (хотя в плане этики оппортунисту Рату далеко до самурая Фандорина). А в сериале интрига вокруг поезда тесно связана с одним из главных политических сюжетов Веймарской Германии – противостоянием республиканцев, на стороне которых оказывается Рат, и всемогущего «черного рейхсвера», тайной организации военных, которые готовят Германию к реваншу за поражение в Первой мировой войне.
Вообще-то сравнивать книгу с ее экранизацией занятие не очень благодарное, ведь литература и кино развиваются по собственным законам. Но стоит отметить, что, несмотря на все сходства и различия, такие произведения, как «Вавилон Берлин», могут быть созданы только в том обществе, которое способно рефлексировать на тему собственной истории – и принимать свое прошлое во всем многообразии, с его темными и светлыми сторонами. Вот этому как раз и стоит поучиться и у автора книги, и у создателей сериала.
Фото: imdb.com, ozon.ru