«Охотники за привидениями»
Задолго до «Охотников» (которые вообще-то «Охотницы») бурю восхищения (и возмущения) вызвал ремейк «Звездного крейсера «Галактика»» (2004), в котором на место мужского персонажа Дирка Бенедикта пришла Кэти Сакхофф. Но выход полноценного женского ребута популярной франшизы «Охотники за привидениями» вылился в настоящую интернет-войну. Еще до выхода фильма ролик к нему быстро стал самым негативно оцененным трейлером на YouTube, а афроамериканскую актрису Лесли Джонс травили как расисты и противники феминизма (включая знаменитого протрамповского тролля Майло Яннопулоса), так и защитники прав чернокожих – за «распространение негативных стереотипов» о них.
5 мировых премьер и 5 украинских фильмов, которые их затмят
При этом младшему поколению, понятия не имевшему о подвигах Билла Мюррея и компании, которые избавили нас от кровожадных Зуула и Виго Карпатского, критика могла показаться незаслуженной. Ремейк «Охотников» оказался неплохой комедией, которую фанаты решили раздавить бульдозером. Но, вопреки провалу, фильм задал тренд, и, закрыв портал в призрачное измерение, «Охотницы» параллельно открыли портал с десятками новых «женских» ремейков – впереди нас ждут такие проекты, как ребут «Ракетчика» по одноименному комиксу и девчачий «Повелитель мух».
«Американский психопат 2»
В далеком 2002 году Мила Кунис еще не была суперзвездой и не ломилась в дом к чужим людям в Черновцах с уверенностью, что ее узнают. Поэтому продюсерам ничего не стоило заманить ее на роль девушки с серпом в образцово плохой фильм категории «Б». Естественно, «сиквел» не имел ни малейшего отношения как к создателям оригинального фильма с Кристианом Бэйлом, так и к автору «Американского психопата» Брету Истону Эллису – просто творцам «Американского психопата 2» показалось, что беглая отсылка к популярному фильму станет реактивным топливом для их слабого сценария о девушке-маньяке. Они ошиблись в расчетах, и фильм взлетел только в топах худших лент года, но Кунис, с бесстрастным лицом крошащая посетителей библиотеки, все же оставила тревожный след в народной памяти – так что людей в Черновцах можно понять.
«Невероятная уменьшающаяся женщина»
«Невероятный уменьшающийся человек» 1956 года был чрезвычайно изобретательным фильмом по меркам Голливуда середины XX века. К тому же в нем был элемент фильма ужасов – кадр с котом, заглядывающим в кукольный домик к главному герою, являлся в кошмарах не одному поколению, пока ему на смену не пришел Джек Николсон с топором. «Невероятная уменьшающаяся женщина» (1981), в противовес предшественнику, стала комедией. И довольно посредственной – не нашлось даже критиков, которые смогли бы прочитать в ней сатиру на угнетение домохозяйки патриархальным миром. По-настоящему подрывную роль Лили Томлин сыграла лишь через десять лет (открытая лесбиянка-археолог в «Чае с Муссолини»), а «Невероятная уменьшающаяся женщина» оставила нам лишь ворох скриншотов, которыми удобно описывать то, как тебя засасывают накопившиеся домашние дела.
«Последний отпуск»
Заменить кем-то оскароносного Алека Гиннесса – задача не из простых. Затмить его в роли Джорджа Смайли пытался сам Гэри Олдмен, а распоясавшиеся клепальщики новых «Звездных войн», пожалуй, не рискнут воскресить на экране гиннессовского Оби-Вана в виде 3D-анимации, как это произошло с не менее легендарным Питером Кушингом в роли Таркина.
«Как я встретил вашего Чубакку»: 10 злых рецензий на «Соло. Звездные войны»
Но в лохматые 50-е годы Гиннесс сыграл в не слишком примечательной драмеди «Последний отпуск» по сценарию знаменитого драматурга Джона Бойнтона Пристли – о скромном работяге, решившем пожить на широкую ногу после поставленного ему смертельного диагноза.
Решив, что история из жизни белых воротничков нуждается в современном пересказе, дуэт сценаристов Джеффри Прайса и Питера Симэна написал новый сценарий для актера Джона Кэнди, но скоропостижная смерть последнего не позволила проекту осуществиться. Однако сценаристы не сдались, поменяли главных героев местами и в 2006 году дали миру «Последний отпуск», где их сыграли рэп-исполнители Куин Латифа и LL Cool J. Критики признали, что ремейк удался – но не потому, что главного героя заменили женщиной, а потому, что его заменили именно бесконечно обаятельной Латифой. Так что гендерные квоты гендерными квотами, а кастинг все же имеет первостепенное значение.
«Зловещие мертвецы»
Мы уже привыкли к тому, как злодеи меняют пол из одного фильма франшизы в другой (вспомните хотя бы четвертую часть саги «Омен»). Но в последние годы это все чаще происходит с протагонистами фильмов ужасов, а не с их врагами. Вместо шаблонной final girl (девушки, которая выживает в конце фильма) мы то и дело получаем final boy, а вместо мальчика для битья – девочку. «Нечто» (2011) не был ремейком, но решение сделать главной героиней девушку все равно казалось смелым – как-никак, Курт Рассел в оригинальном фильме Джона Карпентера – практически икона жанра «наши против инопланетян».
Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла в трилогии «Зловещие мертвецы» – не менее культовый персонаж, и авторы ребута франшизы, к счастью, не стали создавать его женский аналог. Ну, если не считать руки, оторванной в неравном бою против нечисти. (Но ведь такая жертвенность еще не делает человека подражателем, верно?) Забавно, что «Зловещие мертвецы» оказались вторичными не по отношению к оригинальным фильмам, а к другим демоническим хоррорам 2013-го – взять хотя бы мега-успешное «Заклятие» и «Маму» Андреса Мускетти.
«За бортом»
Герою Курта Рассела подыскивали женскую альтернативу не только в «Нечто». Сюжет фильма «За бортом» (1987) в 2018 году выглядел бы чересчур пугающе: судите сами – мужчина фактически похищает девушку, устраивает ей тотальный «газлайтинг» и всячески эксплуатирует. С учетом повсеместной переоценки комедий 80-х ни один продюсер в здравом уме не взялся бы за ремейк.
Совсем другое дело – если женщина фактически похищает мужчину и всячески его эксплуатирует. Фильм 2018 года с Анной Фарис и Эухенио Дербесом в роли Голди Хоун – пардон, в роли взбалмошного миллионера, – удивительным образом не провалился в прокате (оригинал едва покрыл сумму расходов на производство), но был утоплен критиками. «Вместо захудалых ремейков отличных фильмов Голливуд стал подсовывать нам отвратительные ремейки посредственных лент», – прокомментировал обозреватель New York Post.
Но «8 подруг Оушена» с кассовыми сборами в размере $41 млн за первую неделю и относительно свежим рейтингом на RottenTomatoes (68%) доказывают, что все не так плохо. По крайней мере, пока не вышли женские ремейки «Славных парней» и «Отпетых мошенников» – последний ждет нас уже в 2019 году.