Глория Оригги написала на указанную тему целую книгу под названием «Репутация: что это и почему она имеет значение» (Reputation: What It Is and Why It Matters). В статье для The Economist философ размышляет о том, как нужно сегодня получать информацию и из каких источников.
«Мы переживаем фундаментальный сдвиг парадигмы в нашем отношении к знанию. Из «информационной эры» мы движемся к «эре репутации», в которой информация будет иметь значение только в том случае, если она уже отфильтрована, оценена и прокомментирована другими», – пишет Оригги.
По словам Глории, репутация – это «привратник на пути к знанию». Главную роль играет не только информация сама по себе, а именно источник, авторитет знания, который не может быть непредвзятым, но заслуживает нашего доверия благодаря своей безупречной репутации.
Оригги приводит в пример тему изменений климата и вреда этих процессов для Земли. Автор просит читателя вспомнить, из каких источников он слышал об этом. По оценке эксперта, люди в первую очередь доверяют репутации научных исследований, что позволяет отделить истину от ложных гипотез. Однако в большинстве своем люди не обращаются к первоисточникам, а доверяют «вторичке», то есть материалам СМИ.
«Обычно вы доверяете газетам, журналам и телеканалам, которые поддерживают те или иные научные исследования, обобщая для вас выводы ученых. В этом последнем случае вы дважды удалены от источников: вы доверяете доверию других», – пишет Оригги. И в этом случае СМИ как вторичный источник должен обладать той самой безукоризненной репутацией.
Далее философ приводит в пример один из самых спорных вопросов ХХ века: высаживались ли американцы на Луне или это фальсификация. Согласно распространенной теории заговора, в 1969 году эта посадка была поставлена в Голливуде при поддержке Уолта Диснея и Стэнли Кубрика. Члены новообразованного Общества плоской Земли отрицали (и до сих пор отрицают) истинность факта высадки на Луну. Они строят свою доказательную базу на анализе фотоизображений, отснятых на Луне. По их мнению, углы теней не соответствую углу падению света, американский флаг развевается на Луне, где ветра нет, и т. д.
Сама Глория уверена, что высадка на Луну была произведена. В основе этой уверенности лежат ее детские воспоминания, черно-белые телевизионные новости и уважение к тому, что родители рассказывали ей об этом событии. Однако главным фактором Оригги называет «высокую репутацию такой демократической страны как США».
Переход к эре репутации, по мнению Глории, требует от нас быть компетентными не в определении и подтверждении достоверности новостей, а в понимании «репутационного пути» этой информации. Безусловно, не каждый готов в борьбе за правду глубоко изучать интересующий вопрос, для этого есть журналисты, которые собирают и обрабатывают информацию. И здесь главное не ошибиться в выборе вторичного источника.
«Всякий раз, когда мы собираемся согласиться или не согласиться с какой-либо информацией, мы должны спросить себя: откуда она взялась? Имеет ли источник хорошую репутацию? Какие институты в это верят? Каковы мои причины полагаться на их мнение? – пишет Оригги. – Такие вопросы лучше помогут нам понять реальность, чем попытки самостоятельно проверить достоверность информации».