Частотный вопрос
Вопрос покрытия территории мобильной сетью – это в первую очередь вопрос частот. В Украине прошли два тендера, в которых приняли участие три мобильных оператора. Им предлагали частоты в диапазоне 2600 МГц и 1800 МГц. На данный момент и Vodafone Украина, и «Киевстар», и lifecell запустили 4G только в диапазоне 2600 МГц, поэтому покрытие так сильно хромает.
Дело в том, что чем выше диапазон, тем меньше радиус покрытия, но лучше емкость. То есть на высоких диапазонах больше пользователей могут подключиться к сети, не забивая ее, но на меньшей площади. Именно поэтому запуск любой технологии в диапазоне 2600 МГц – технически дорогое предприятие, требующее очень много базовых станций (БС), и покрывать 100% территории Украины в этом диапазоне никто не будет, ведь БС придется ставить на каждом холме. Оценить разницу в количестве необходимых станций для разных диапазонов можно по графикам Нацкомиссии по регулированию связи и информации (НКРСИ).
Поэтому в диапазоне 2600 МГц имеет смысл обеспечивать связь только в центрах крупных городов, местах скопления людей. Имеет значение и плотность застройки. Если в пригороде одна БС может обеспечить связь до 1,5 км, то в густо застроенном районе – только до 500 м. Начиная с лета и в течение года все три оператора планируют запускать 4G во втором доступном диапазоне 1800 МГц, и только тогда они смогут покрыть сетью все более-менее крупные города и областные центры.
Вот только проблему покрытия всей страны это не решит.
«Что касается отдаленных сел, дорог – во всем мире такие зоны покрывают в «низкочастотных» диапазонах 800 МГц (для LТЕ) и 900 (для 3G). За счет большего радиуса действия оператор может обеспечить больший радиус покрытия меньшим числом базовых станций. Если по этому пути идет Европа, идет весь мир, логично, что и мы должны развивать эти диапазоны, чтобы сети были окупаемы. Мы очень рассчитываем, что после запуска в диапазоне 1800 МГц нам будут доступны более низкочастотные спектры», – открыто сообщает пресс-служба Vodafone Украина.
В чем же проблема с покрытием на низких частотах?
Технологическая нейтральность
Во всем мире постепенно нормой становится принцип технологической нейтральности. Если говорить простым языком, это возможность оператора купить частоты и запускать на них любую технологию. В Украине на данный момент все наоборот. Лицензии на частотный ресурс выдают операторам только под конкретные технологии. Купили частоты в диапазоне 1800 МГц по 4G? Только сеть 4G на них и можно будет запускать, для более новых технологий придется получать лицензию заново.
Само собой, такой принцип распределения сильно тормозит развитие технологий в целом. Законодательство всегда отстает от технического прогресса. То же самое уже было с сетью 3G, которая существует в Украине в диапазоне 2100 МГц и покрывает только крупные города. Если бы операторам дали возможность запустить 3G дополнительно в диапазоне, например, 900 МГц, то это решило бы проблемы покрытия сельских районов, дорог, трасс и всех остальных территорий. Но по закону они этого сделать не могут.
Впрочем, у разных мобильных операторов разные точки зрения на внедрение принципа технологической нейтральности. «Киевстар» уже неоднократно и на самом высоком уровне высказывался о необходимости срочного принятия этого принципа. В то время как lifecell считает иначе.
«Введение технологической нейтральности без учета нынешнего уровня развития рынка (неэффективности конкуренции), неравномерного распределения и концентрации радиочастотного ресурса (РЧР) может привести к его монополизации (на сегодняшний день около 60% спектра в диапазоне 900 МГц сосредоточено у одного оператора). Поэтому технологическая нейтральность и запуск новых технологий в диапазоне 900 МГц будут эффективны только при обеспечении операторам равных возможностей путем предоставления им равных объемов спектра», – сообщила «Телекритике» пресс-служба lifecell.
Ларчик в данном случае открывается просто. Оператор, у которого уже есть в распоряжении солидный кусок частот в низких диапазонах, готов начать использовать их для новых технологий хоть завтра. А другие операторы полагают, что для начала нужно перераспределить пирог частот, провести рефарминг, новые аукционы и тендеры, чтобы не оказаться в проигрыше.
Задача непростая, но вполне решаемая. Именно для решения таких конфликтов интересов рыночных игроков и существует, в том числе, государство в лице Кабмина и НКРСИ. Но государство занято чем-то другим.
Копеечка к копеечке
Государство считает деньги. Если сравнить цены, по которым украинские мобильные операторы покупали 4G-частоты, с ценами других стран Европы, то можно очень сильно удивиться. За частоты в диапазоне 1800 МГц наши операторы заплатили по вполне среднеевропейским ценам, на уровне Чехии, Румынии и Словакии. И даже дешевле, чем поляки.
А вот за частоты в диапазоне 2600 МГц государство взяло по полной программе. Больше платили только шведы, а почти все европейские операторы получали эти частоты в два-три раза дешевле.
Само собой, любое государство стремится получать максимум доходов в бюджет, в том числе и от продажи лицензий. Но в нашем случае получился интересный парадокс, когда государство в лице президента Петра Порошенко говорит, что основной задачей внедрения 4G является максимальный доступ к сетям украинцев. А потом оно же в лице НКРСИ проводит тендеры, исходя из принципа максимальных доходов в бюджет.
Корреляция между стоимостью частот и общим уровнем развития беспроводных технологий, кстати, вопрос не новый и вполне изученный. Если верить докладу Effective Spectrum Pricing in Europe: Policies to support better quality and more affordable mobile services, то, грубо говоря, чем больше государство берет с операторов денег за частоты, тем хуже общий уровень связи в стране.
Обеспечить граждан доступным и стабильным доступом в сеть, одновременно заработав на этом максимум денег, невозможно, приходится выбирать что-то одно.
Что дальше?
Главная проблема с покрытием территории мобильными сетями заключается в том, что мобильные операторы не имеют возможности запускать новые технологии на низких частотах. Впрочем, даже проведение очередного тендера на частоты, например, в диапазоне 900 МГц до конца проблему не решит. Частотный ресурс ограничен, и резать этот пирог бесконечно для каждой новой технологии вряд ли получится.
Остается надеяться, что государство отвлечется от подсчета бюджетных доходов и предложит мобильным операторам четкий и ясный план постепенного покрытия сетью всей Украины. Не надо изобретать велосипед, этот путь уже проходили многие страны Европы. У них почему-то получилось.