Собственно, нейросети
В 1951 году Минский создал первую обучающуюся машину со случайно связанной нейросетью (SNARC). «Снарк» был очень простой моделью мозга с его нейронами и синапсами, роль которых выполняли трубки, зажимы и моторы. Задачей SNARC было моделировать поведение крысы, которая ищет корм в лабиринте. Позже команда Минского выяснила, что в лабиринт можно запустить больше одной такой «крысы», и отстающие при этом будут следовать за более обученными.
Как и все гении, Минский был противоречивой фигурой, поэтому, отдавая ему должное за вклад в развитие нейросетей, многие в то же время… винят его в задержке развития нейросетей. Дело в том, что в своей книге «Перцептроны» (1969) ученый утверждал, что возможности таких сетей ограничены. Считается, что подобные публикации привели к «зиме искусственного интеллекта» в 70-х, когда исследованиями в области ИИ мало интересовались – и, как следствие, мало их финансировали.
Юмор и оптимизм
Если на работе вы вынуждены заниматься ерундой и расстраиваетесь из-за этого, просто посмотрите серию видео, в которых Минский рассказывает о начале своей карьеры. В частности, стажируясь в Лаборатории Белла в 1952 году, будущий пионер нейросетей изобрел «самую бесполезную машину». Изобретение представляло из себя коробку с кнопкой «вкл/выкл»: когда ее включали, изнутри высовывалась механическая рука и нажимала «выкл». Если это недостаточно жизнеутверждающая для вас история, заметим, что Минский рассказывает ее на фоне милейших плюшевых игрушек.
А вот то, что Минский рассматривал людей как «машины из мяса», для многих звучит пессимистично. И зря: ведь это значит, что однажды мы станем просто машинами – и никакое восстание роботов нам не страшно. «Унаследуют ли роботы землю? – спрашивал Минский в одном из своих знаменитых эссе. – Да, но они будут нашими детьми».
Кроме того, мы так часто слышим истории о непризнанных гениях и сломанных судьбах, что порой полезно получить прививку оптимизма. Так, в 1961 году Минский изобрел конфокальный сканирующий микроскоп, опередивший свое время, – лишь после того, как технологии вышли на достаточный уровень, микроскоп вошел в общее употребление в биологии. Время все расставило по местам, хотя патент Минского к тому времени и истек. С VR-очками вышла похожая история. «У меня были Google Glass в 1970 году, – вспоминал ученый. – Приятно увидеть их снова спустя 40 лет!»
HAL 9000
Режиссер «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрик впервые наведался в Массачусетский технологический институт в поисках передовых графических технологий. Естественно, он не мог не свести знакомство с Минским, который за пять лет до того, в 1963 году, запатентовал прототип шлема виртуальной реальности. Сотрудничество на почве компьютерной графики, правда, не задалось: Минский мог предложить изображения с разрешением всего лишь 512 на 512 пикселей («слишком грубые для кинотеатра и слишком простые для 2001 года», пояснял он). В результате Минский стал консультантом фильма по вопросам искусственного интеллекта.
Киношники тоже смогли удивить ученого: он вспоминал, что был впечатлен увиденным на студии монстром из «Магазинчика ужасов» и дизайном корабля «Дискавери» из самой «Одиссеи». Правда, на площадке не было такого порядка, как в лаборатории, и однажды ученого чуть не убило тяжелым гаечным ключом, упавшим откуда-то с высоты. Позже Минский посетил премьеру «Космической одиссеи» в Бостоне с другим культовым ученым, Карлом Саганом, – и пришел к выводу, что это лучший фильм из когда-либо им виденных.
Прочая научная фантастика
Есть фантасты и есть люди, которые делают вчерашнюю фантастику реальностью. Марвин Минский побывал в обеих ипостасях, и «Космической одиссеей» дело не ограничилось. В 1992 году он написал в соавторстве с создателем «Стальной Крысы» Гарри Гаррисоном роман «Выбор по Тьюрингу»: Гаррисон привнес в него свои фирменные перестрелки и космических пиратов, а Минский – теорию о воскрешении мозга и границах нашего сознания.
Иногда Минский черпал из фантастики идеи для собственных исследований (например, он был потрясен задумкой «космического лифта» из «Фонтанов рая» Артура Кларка), а порой объяснял собственные концепции на примере популярных романов. Он даже написал послесловие к ранне-киберпанковой новелле Вернора Винджа «Истинные имена» (1981).
Эксперименты в музыке
После всего сказанного вас вряд ли удивит то, что Минский вдобавок был талантливым пианистом, способным сымпровизировать фугу. Он не просто копировал своего любимого Бетховена: по словам учеников Минского, для него «научиться импровизировать было способом научиться самому процессу обучения». Если эта словесная гирлянда вам что-то напомнила, то вы не ошиблись: одним из любимых собеседников Минского, в том числе на темы музыки, был Дуглас Хофштадтер, автор культовой книги «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда».
Связь ученого с музыкой не ограничивалась теорией: в 1970-х он изобрел синтезатор Triadex Muse. Вышла вещь совершенно в духе Минского. Вот как ее описывает сайт, посвященный винтажным синтезаторам: «К этому инструменту сложно приловчиться, и на нем практически невозможно сыграть какую-то определенную песню. Зато он открывает практически бесконечные возможности для генерирования случайной музыки».
Заглавное фото: M.I.T.