«Dzidzio Контрабас» (реж. Олег Борщевский)
Номинации: лучший фильм, лучший актер (Михаил Хома), выбор зрителя.
Создатели авантюрно-комедийного истерна «Dzidzio Контрабас» добились многого: сумели заработать на фильме (что редкость для украинских реалий), экспортировать фильм в Китай (что редкость для китайских реалий) и оскорбить верующих, что вовсе не редкость. Если «Dzidzio» получит награду в результате зрительского голосования, это будет более чем справедливо; если же – в некой параллельной вселенной – лучшим фильмом года его назовут киноакадемики, к ним возникнет масса вопросов. (Мы, конечно, помним, что «Дзиґа» – это «украинский «Оскар»», но копировать американских коллег, называя «Лучшим фильмом» самого сомнительного номинанта – плохая затея.) Актер Алексей Вертинский и вовсе подлил масла в огонь, описав процесс съемок «Dzidzio Контрабаса» так, словно это была украинская версия печально известной «Комнаты». Что ж, народное кино – оно такое.
«Киборги» (реж. Ахтем Сеитаблаев)
Номинации: лучший фильм, выбор зрителя, лучший актер (Вячеслав Довженко), лучший актер второго плана (Виктор Жданов), лучший оператор-постановщик (Юрий Король), лучший художник-постановщик (Шевкет Сейдаметов), лучший сценарист (Наталья Ворожбит), лучший художник по гриму (Лилиана Хома), лучший художник по костюмам (Надежда Кудрявцева), лучший звукорежиссер (Антон Бржестовский).
Экранизировать события национальной истории по свежим следам – дело трудное, но споры вокруг «Киборгов» в основном касались не достоверности фильма (хотя за капеллана-танкиста и другие детали создателей все же пожурили), а плагиата. Писатель Сергей Лойко счел, что оригинальный сценарий Натальи Ворожбит не покажется таким уж оригинальным тем, кто читал его книгу «Аэропорт». (Украинскую киноакадемию, номинировавшую фильм в соответствующей категории, это не смутило.) Хотя мнения по поводу «Киборгов» как художественного фильма разделились даже среди ветеранов АТО, эффективность ленты как наглядного пособия о происходящем на востоке Украины неоспорима – в просветительских целях «Киборгов» показали даже в Конгрессе США. Так что номинация в категории «Лучший фильм» – пожалуй, аванс Сеитаблаеву, а вот в технических категориях все вполне заслуженно.
«Припутни» (реж. Аркадий Непиталюк)
Номинации: лучший фильм, лучший режиссер, выбор зрителя, лучший актер (Дмитрий Хомяк), лучшая актриса (Елена Узлюк), лучший актер второго плана (Яков Ткаченко), лучшая актриса второго плана (Нина Набока), лучший оператор-постановщик (Александр Рощин), лучший художник-постановщик (Евгения Лисецкая), лучший художник по гриму (Татьяна Герлак), лучший художник по костюмам (Марина Коломиец).
«Житейская комедия» (именно так позиционировали создатели фильма свое детище) – это не изобретение «Припутней», а вполне себе распространенный мини-жанр стран бывшего соцлагеря. Изолированное сообщество со своими нравами, бытовая «чернуха» и разящий аки гром юмор: у чехов на таком материале получился абсурдный «Гном» с его пародией на человеческую речь, у нас же – вполне правдоподобные «Припутни» со вполне правдоподобным суржиком. Но заслуга фильма не в легализации просторечия, а в том, что социальная драма на фоне загнивающего села Припутни не скатилась в морализаторский эпос о вселенском зле, как это часто бывает в кино Украины и соседних экс-республик СССР. Вот это – и впрямь смело.
«Уровень черного» (реж. Валентин Васянович)
Номинации: лучший фильм, лучший режиссер, лучший оператор-постановщик (Валентин Васянович), лучший художник-постановщик (Владислав Одуденко), лучший сценарист (Валентин Васянович), лучший звукорежиссер (Сергей Степанский).
Вышеупомянутые «Припутни» – не единственный лингвистический эксперимент украинских кинематографистов. Гораздо более мрачный опыт над художественным языком поставил режиссер Валентин Васянович, заглушивший диалоги непрофессиональных актеров внешним шумом. (Кстати, Васянович был оператором другого «органически немого» фильма – «Племени» Мирослава Слабошпицкого.)
«Стремглав» (реж. Марина Степанская)
Номинации: лучший фильм, лучшая актриса (Даша Плахтий), лучший актер второго плана (Олег Мосийчук), лучшая актриса второго плана (Лариса Руснак), лучший композитор (Никита Моисеев), лучший звукорежиссер (Сергей Степанский), лучший художник по гриму (Елена Ходос).
«Стремглав» получил приз зрительским симпатий на престижном фестивале во Франции и приз профессиональной секции фестиваля в Вильнюсе, благодаря чему был показан на Каннском кинорынке. Исполнительница главной роли Даша Плахтий удостоилась награды на Международном фестивале авторского кино. Дифирамбы фильму пели издания масштаба Variety. Что такого может получить пронзительная драма Марии Степанской на родине, чего она еще не удостоилась за рубежом? Ну, как минимум – приз за лучшую роль второго плана: если любовная линия главных героев заставила критиков говорит о «почти что французском кино», то Олег Мосийчук в роли властного деда – почти что шекспировский.
«Чужая молитва» (реж. Ахтем Сеитаблаев)
Номинации: лучшая актриса (Лилия Яценко), выбор зрителя.
В категории «Выбор зрителя» шансов у этой исторической драмы ощутимо меньше, чем у соперников – но только за счет того, что «Чужая молитва» вышла почти год назад (в мае 2017 года), и впечатления о фильме успели вытесниться – в том числе и новой картиной Сеитаблаева. А зря: фильм «Чужая молитва», базирующийся на реальных событиях 1940-х годов в СССР – а именно истории крымской татарки, спасшей 88 детей-сирот от смерти и депортации, – может, и не самая сильная художественная лента, но (как и «Киборги») является безусловно важным социально-политическим высказыванием.
«Червоный» (реж. Заза Буадзе)
Номинации: выбор зрителя, лучший художник по костюмам
И еще одна историческая драма в декорациях СССР 1940-х: на этот раз в остросюжетном (насколько позволяло воображение Андрея Кокотюхи) формате. К периоду сталинских репрессий украинское кино обращалось и будет обращаться еще неоднократно, и заслуживает ли история попавшего в ГУЛАГ Данилы Червоного каких-то особых регалий – большой вопрос. Зато к попаданию в «костюмную» номинацию вопросов нет: для исторического фильма она все же более логична, чем для лент, где дизайнерам оставалось воспроизвести фасоны современного села («Припутни») или камуфляж.
«Кроткая» (реж. Сергей Лозница)
Номинации: лучший режиссер, лучший сценарист.
Завершаем нашу подборку двумя мощными образцами сопродукции. Переломная экранизация повести Достоевского «Кроткая» выходит примерно раз в десятилетие (хотя в 60-х план был перевыполнен, когда Une femme douce француза Робера Брессона и Krotká чеха Станислава Барабаша вышли в один год). «Кроткая» Лозницы – одна из самых вольных интерпретаций, но при этом она отвечает одновременно и канону брутальной постсоветской драмы, и старорежимным рефлексиям первоисточника. Заглавная героиня (Василина Маковцева) отправляется в паломничество к мужу, который отбывает наказание в одной из сибирских колоний, но это место не более достижимо (и постижимо), чем Замок Кафки. «Кроткая» – едва ли не единственный фильм шорт-листа, со справедливостью номинаций которого трудно поспорить.
«Предел» (реж. Петер Бебьяк)
Номинации: лучшая актриса второго плана (Римма Зюбина), выбор зрителя.
С контрабанды начали, контрабандой и закончим. Вот только бандит Адам, под руководством которого снуют через словацкую границу челноки с сигаретами – это вам не наивный дурачок Дзидзьо с его «посипаками», так что и «Предел», как бы он ни грозился скатиться в разухабистую восточноевропейскую комедию, остается в первую очередь криминальным триллером. Драйв и актуальная тема, аншлаг в кинотеатрах – и вот уже фильм, об украинской родословной которого на ряде фестивалей даже не упомянули (режиссер-то словак), соревнуется за приз зрительских симпатий с отечественным кинопромом. А вот Римму Зюбину с таким же успехом можно наградить практически в любой ее роли, но, видимо, дарить еще одну номинацию «Dzidzio» со стороны киноакадемиков было бы просто неприлично.