В чем суть проблемы?
В своей статье «YouTube – великий радикализатор» журналистка The New York Times рассказала, как во время президентских выборов в США обратила внимание на особенности алгоритмов автовоспроизведения сервиса. После просмотра ряда видео с митингов Трампа YouTube стал постоянно рекомендовать ей «болтовню о превосходстве белой расы, видео об отрицании Холокоста и прочий тревожный контент».
Ей стало интересно, произойдет ли что-то подобное, если следить за конкурентами Трампа по президентской гонке – Хиллари Клинтон и Берни Сандерсом. Начав смотреть видео их кампаний, она заметила, что YouTube перенаправляет ее на ролики о теориях заговора левого толка – вроде тех, согласно которым атаки 11 сентября организовало правительство США. «Как и в случае с Трампом, YouTube советовал мне контент, который становился все экстремальнее исходного», – рассказывает она.
«Ролики о вегетарианцах приводят к роликам о веганах. Видео о беге – к роликам об ультрамарафонах»
«Я была заинтригована и решила поэкспериментировать с темами вне политики. И здесь проявилась аналогичная схема. Ролики о вегетарианцах приводили меня к роликам о веганах. Видео о беге – к роликам об ультрамарафонах», – рассказывает журналистка.
Само собой, за этим специфическим алгоритмом стоит не самоубийственная логика материнской компании: Google, владеющая YouTube, не стремится довести человечество до Третьей мировой, а всего лишь зарабатывает деньги. «Какой бы пафосной ни была риторика Google, она остается рекламным брокером, продающим наше внимание компаниям, которые готовы за него платить. Чем больше времени проводит человек на YouTube, тем больше Google зарабатывает», – поясняет журналистка свое наблюдение.
Итак – YouTube не хочет уничтожить человечество. Но оправдывает ли это его алгоритмы?
В своем февральском расследовании на эту же тему газета The Wall Street Journal пришла к выводу, что YouTube неизменно предлагает пользователям ролики более радикального или даже экстремистского содержания, чем те, на которые они изначально кликнули. Если вы будете смотреть образовательные видео о прививках, в колонке автовоспроизведения одно за другим выстроятся видео об ужасах вакцинации, заговорах фармацевтических компаний и так далее. Бывший инженер Google Гийом Шасло, помогавший журналистам в расследовании, показал, что алгоритм YouTube по-своему предвзят: он предпочитает провокационные видео нейтральным. Шасло утверждает, что его уволили из Google именно потому, что он настаивал на внесении изменений в этот принцип.
Конспирологические видео – один из любимых жанров алгоритма YouTube. Так, сайт регулярно подвергается критике из-за всплывающих тут и там роликов о том, что очередной расстрел мирных жителей в США был постановкой. Авторы таких видео утверждают, что родственники жертв, которых показывают по телевидению, – подставные актеры.
Конечно, беспокойство американских журналистов возникло не на пустом месте. Тем не менее маловероятно, что YouTube в стиле классической «корпорации зла» стал бы сеять хаос, намеренно продвигая циничные и алармистские видео по ключевым словам а-ля «постановочная стрельба» или «расовая война». Гораздо вероятнее, что пользователи сами напрашиваются на провокацию. Но давайте прежде посмотрим, как формируются рекомендации для неофитов на YouTube.
Новичок попадает в мир кликбейта и шок-контента
Для чистоты эксперимента мы создали новый аккаунт на платформе YouTube – так алгоритм не будет принимать во внимание ранее просмотренные видео и отреагирует лишь на то, что посмотрит наш «новичок». Допустим, он начал пользоваться сервисом в поисках позитива: юмор, развлекательные передачи, сериалы. Обойдя десятой дорогой автоматически сгенерированные рекомендации популярных роликов, наш пользователь смотрит подряд несколько выпусков «Игр приколов», «Голос країни» и сериал «Школа». После того, как в истории просмотров накопилось пару десятков роликов, он заглядывает в рекомендации – и попадает в мир самого дешевого, кричащего кликбейта. «Эту песню и сериал ищут все» – гласит один заголовок. «ЭТОТ ФИЛЬМ ВЛЮБИЛ В СЕБЯ ВСЕХ» – атакует другой в верхнем регистре (фильм оказывается любовной драмой российского производства). «Это видео заставит вас забыть свое имя» – обещает третья рекомендация.
«В рекомендациях преобладают не видео с официальных каналов, а перезалитые народными умельцами ролики под заголовками в стиле «Этот номер порвал всех!!!»
За все время эксперимента мы ни разу не кликали на предложенные видео, упорно продолжая выбирать ролики самостоятельно. После еще нескольких просмотров музыкальных и юмористических шоу YouTube, кажется, понял намек: в рекомендациях появились скетчи и выступления артистов. Но, как правило, не с официальных каналов, а залитые народными умельцами под все теми же кричащими заголовками в стиле «Этот номер порвал всех!!!». При этом явное предпочтение отдавалось «взрослой» тематике – если «95 квартал», то непременно «50 оттенков лысого».
Там, где не удается вызвать гнев или любопытство, в ход идет спекуляция на чувствах. Поэтому в рекомендации затесалось видео от геймерского канала Warpath с заголовком «Как я узнал о смерти папы. Мои первые эмоции».
Подобное можно списать на то, что YouTube советует набирающие популярность видео даже тем, чьи вкусы далеки от тематики канала. Так что, какими бы узконаправленными ни были интересы нашего подопытного, клики тысяч других пользователей обязательно скажутся на его ленте.
Новичок превращается в закаленного YouTube-воина
Чтобы наш пользователь больше напоминал реального человека, чем бота, мы разнообразили его предпочтения. В дополнение к развлекательным шоу он начал смотреть новостные сводки о ДТП (нейтральные, без пометок «18+» и обещаний жести в заголовках) и прямые эфиры украинских телеканалов. А также периодически посматривать видео о макияже и прическах от украинских пользовательниц.
Но то ли новый спектр интересов показался алгоритму YouTube чересчур сложным, то ли он почувствовал, что его хотят перехитрить. В рекомендациях снова посыпались перезалитые пользователями видео – на этот раз из новостных сводок, с заголовками вроде «П’яна шльондра та її сутенер», «Посреди белого дня на девушку напал АТОшник» и так далее. Однако у роликов в среднем было по 600-800 тыс. просмотров, так что, снова-таки, проблема не в циничном алгоритме, а в тысячах наших соотечественников, отдающих предпочтение такой подаче информации.
«YouTube предлагает зрителю не радикальный контент взамен нейтрального: он предлагает проголодавшемуся человеку острую и калорийную пищу вместо обычной»
Впрочем, YouTube не ограничивался украинскими источниками и в каждой выборке стал подбрасывать нам эфиры «России 24», «Москвы 24» и так далее. С этого момента мы решили воспользоваться волшебной кнопкой «Не интересует», и после десятка отмеченных подобным образом видео YouTube нехотя перешел на… белорусские СМИ.
Примечательно, что среди видео с провокационными заголовками попадались не только ролики с 500 и более тысяч просмотров, но и гораздо менее популярные – такие как заснятая каналом «112» тирада Ирины Геращенко – «Какой ужас, я своего мужа люблю, Ляшко, а ты – корову» с 30 тыс. просмотров. Другой тип роликов, которые никак не удалось уничтожить многократным нажатием «Не интересует» – десятки «пророчеств мольфаров» и «прогнозов ясновидящих» с парой-тройкой тысяч просмотров на душу. А вот на интерес нашего подопытного к красоте YouTube так и не отреагировал, если не считать затесавшегося среди экстрасенсов ролика «23 лайфхака по уходу за волосами», где прическу рекомендуют сооружать при помощи утюга.
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Алгоритм YouTube, конечно, несовершенен: как бы недвусмысленно вы ни указывали ему на свои интересы, он будет стараться завести вас во все более трэшевые и темные уголки сайта. С другой стороны, он может быть нарочно несовершенным, в большей степени ориентируясь не на историю просмотров конкретного пользователя, а на народную любовь к вирусному контенту и роликам, которые необходимо смотреть в шапочке из фольги. В этом смысле YouTube предлагает зрителю не радикальный контент взамен нейтрального: он предлагает проголодавшемуся человеку самую острую и калорийную пищу вместо обычной.
Так что, раз кнопка «Не интересует» бесполезна, нашему воображаемому зрителю придется полагаться лишь на собственную силу воли. Остается лишь надеяться, что тысячи соотечественников последуют его примеру. Хотя постойте-ка: «Карпатский вещун ошеломил прогнозом…»