Однако советская власть не оценила полезность метода Могилевского для развития пропаганды. С 1928 года он, имея на счету производственный выговор, числился в ВУФКУ уже как заместитель главы отдела. Могилевский понял намек: попав в 1929 году во Францию для освоения техники звукового кино, он решил не возвращаться.
На то, чтобы стать узнаваемой величиной на Западе, у Леонида – теперь уже Моги (Moguy) – ушло менее 10 лет. По его фильму «Тюрьма без решеток» (1938), показанному в рамках программы Венецианского кинофестиваля, даже сняли ремейк в США. К этому времени большинство коллег Могилевского, принимавших участие в заседаниях ВУФКУ, уже были репрессированы.
Решение о смене гражданства спасло Моги жизнь, а решение заняться игровым кино сделало его востребованным в Голливуде. Так, высоко оцененная Тарантино «Аравийская операция» о попытках нацистов захватить Суэцкий канал – шпионский боевик, которым засматривалось целое поколение американцев. Примечательно, что Моги включил в фильм неиспользованные кадры чужого фильма – режиссер «Кинг-Конга» Мериан Купер планировал снимать ленту о Лоуренсе Аравийском, но, поскольку проект не был реализован, съемки пустыни и ее обитателей попали в руки нашего героя, тем самым получив новую жизнь.
30 марта похожим образом новую жизнь обретут и «Документы эпохи»: ранний фильм Могилевского будет показан с живым саундтреком группы «Сон совы». В Довженко-центре рассказывают, что музыканты попробуют придать фильму новые, современные смысловые акценты.
Но что же представляют из себя «Документы эпохи»? Это самый известный монтажный фильм ВУФКУ, демонстрирующий украинскую кинохронику периода от Первой мировой войны до конца 1920-х. Могилевский вдохновился монтажными кинофильмами советской кинорежиссера Эсфирь Шуб, такими не похожими на «жизнь врасплох» его знаменитого коллеги по ВУФКУ Дзиги Вертова. Он пересмотрел свыше 100 часов кинохроники, в результате смонтировав из них 67-минутный фильм.
Наиболее ценные кадры «Документов эпохи» он обнаруживал в самых неожиданных местах. «В видовых или агитационных фильмах вроде «Пейзажей Каменца-Подольского» или «Одесса – передача флага» обнаружились уникальные кадры с царем Николаем II и Временным правительством, Львом Троцким, Симоном Петлюрой, – пишут организаторы показа. – Могилевский переписывается с операторами белых, УНР и гетьмана Скоропадского, разыскивая утраченные исторические эпизоды «Банкет у гетьмана», «Объявление универсала», «Вступление белых в Киев». У оператора из Ташкента – находит хронику приезда Директории в Киев».
Благодаря комментирующим отрывки интертитрам (их более 200) фильм будет не только понятен, но и интересен современному зрителю. Взглянуть на то, как эти ироничные подписи превращали «Документы эпохи» в большевицкую манипуляцию, интересно не только в контексте жизни самого Могилевского, но и на фоне современного подхода к истории. Или, вернее сказать, – к многочисленным «историям», которые в зависимости от господствующих тенденций отправляются на свалку или извлекаются на свет как единственно правдивые.
Посмотреть фильм Леонида Могилевского «Документы эпохи» с современным саундтреком можно будет в рамках показа «100 революций. Сторастерзанный Киев. 1918-2018». Мероприятие пройдет в день закрытия 15-го Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA 30 марта.