Почему некоторым ТВ-шоу удается раскачать зрителей, заставить говорить о себе СМИ и быть популярными в соцсетях, а иные продукты, кажущиеся не менее интересными, не становятся вирусными? На этот вопрос мы искали ответы у украинских и зарубежных экспертов.
Мишель Лин, менеджер медиаконсалтинговой компании K7 Media
Сегодня мы наблюдаем три важных тенденции: реалити-шоу становятся более нишевыми, экстремальными и персонализированными. Европейские и американские ТВ-продакшены фокусируются на историях о реальных преступлениях (true crime), социальных экспериментах, а также на освещении проблем в спорте, а не только побед и достижений, как это было раньше. Если говорить обобщенно, то темы становятся более конкретными, более узкими и концентрированными. Также они становятся более персонализированными и, в некоторой степени, экстремальными. Именно эти факторы делают реалити столь популярными на ТВ, в соцсетях, СМИ.
Приведу конкретные примеры нишевого контента. Шоу «Путешествие с козой» (Travel with a Goat), которое выходит на Insight TV, взволновало определенные группы людей и вызвало горячие споры. Казалось бы: в реалити участвуют два гурмана и коза. Но фабула в том, убъют ли они козу и съедят, или не станут этого делать. В итоге, в соцсетях схлестнулись веганы и мясоеды: есть мясо или не есть, животные — это, в первую очередь, еда, или все же братья наши меньшие?
Телевизионные социальные эксперименты не новы. Уже давно с их помощью социологи изучают поведение людей, их отношение к политике, религии, технологиям, изменению климата и т.п. Однако в 2019 году мы отметили «всплеск» зрительской заинтересованности к программам, затрагивающих межличностные проблемы. Например, большую аудиторию собрало реалити «Что вы думаете, я делаю» (What Do You Think I Do), которое транслировалось на MTV3 (Финляндия). Его фабула: поменять супургов местами на неделю и дать им возможность понять, что чувствует и как живет их партнер. Затем они делают выводы и дают друг другу обещания улучшить свое поведение в будущем. Еще один пример — «Противоположности» (The Opposites, канал NPO, Нидерланды). Здесь группы участников — пожилые против молодых, веганы против мясоедов и т.п., — выходят за рамки стереотипов и выясняют, насколько они, на самом деле, похожи. А вот в дейтинг-шоу «Чувство любви» (A Sense For Love, датский канал Xee) создатели экспериментировали с сенсорными чувствами и чувствами духовными. По сюжету два холостяка должны были использовать обоняние, слух, тактильность, чтобы найти партнершу. Еще одно датское шоу «Слишком стеснительный, чтобы встречаться» (Too Shy to Date, канал DR3) рассказывает о группе интровертов, использующих VR-технологии, чтобы найти свою любовь.
Еще один тренд — экстремальные истории. Яркий пример — документальный фильм «Позор в игре: расизм в футболе», вышедший в эфир на BBC3 в Великобритании. Вообще, сегодня теме спорта уделяется самое пристальное внимание, снимается много документалок и шоу, чтобы поддержать индустрию, пока она на карантине.
К экстремальным можно отнести сегодня и шоу в жанре true crime. Теперь это не информационные программы об уровне преступности в стране, ориентированные на женщин среднего возраста. Сегодня они сродни добротной документалистике. И во многом на жанр повлияли сериалы Netflix «Создание убийцы» (Making a Murderer), «Я люблю тебя, теперь умри» (I Love You, Now Die) от HBO,«Шторм подозрений» (Storm of Suspicion) от Weather Channel, «Мошенничество в любви» (Love Fraud) от Showtime, новаторское шоу Murder House Flip от Quibi. Такие продукты собирают большие аудитории и перекочевывают в соцсети, где детективы-зрители пытаются провести свое собственное расследование.
Так снимают в Европе и в США. Однако нам интересно, как обстоят дела с украинским контентом. Мы спросили у укранских продюсеров, на какие тренды сегодня ориентируются они при создании реалити-шоу, а также попытались выяснить, почему снимается мало документалистики.
Виктория Бурдукова, продюсер кинокомпании Star Media
Когда я думаю, о чем должно быть шоу, смотрю на пирамиду Маслоу — тематики того или иного шоу находятся в основании этой пирамиды и они должны быть понятны и затрагивать абсолютно любого человека. Основание — это физиологические потребности (еда, вода, кров, сон) — все, что касается их удовлетворения или неудовлетворения, людям интересно. Этажом выше — потребность в безопасности. Любые опасности, которые могут потенциально нарушить здоровое, функциональное состояние организма — тоже применимо на себя любым индивидуумом, вызывает эмоциональный отклик и может быть использовано. Дальше — потребность в общении — широко используется в дейтинг-шоу, например. Выше в пирамиде есть потребности в признании, самовыражении, но это в глубинной системе ценностей не находится на первых местах, соответственно, и интерес к ним ниже.
Например, шоу «Ученик» с Дональдом Трампом в роли ведущего, о том, как получить рабочее место в его корпорации, менее продуцируемое на других территориях. А реалити «Остаться в живых» успешно пересняли многие страны — не надо глубоко «закапывать» основной посыл зрителю — рассказывайте о том, что кровно интересует каждого. В зависимости от окружающей нас реальности могут меняться тренды, но мы никогда не отрываемся от трех базовых уровней — мы путешествуем внутри них и комбинируем, что там написано. А учитывая, что реалити как жанр опирается на базовые, физиологические, общечеловеческие потребности, они адаптируются относительно легко для любой территории и под любую ментальность. Разница — в национальных особенностях, традициях страны, и, возможно, в законодательстве.
Что касается тем, то интересны те шоу, где человек подвергается опасности — ты ему сопереживаешь, тебе легко поставить себя на его место. Есть шоу, которые базируются на другом, но вышеназванных большинство. Шоу типа «Адской кухни» с Гордоном Рамзи — в том числе, о безопасности собственника бизнеса. Когда бизнес рушится, приходит супермегаповар, который его спасает, сохраняя зону комфорта для собственника. В шоу «Остаться в живых», «Ревизор» мы берем персонажа и ставим его в некомфортную ситуацию, которая может потенциально его травмировать, вывести из рабочего состояния.
Теперь к вопросу о теме спорта. Так вот в Украине спорт — больная тема. Новостийные службы закрыли выпуски спортивных новостей, и не в последнюю очередь потому, что получается очень дорогой контент. Закупки сюжетов с международных соревнований стоят больших денег, которые не окупаются в эфире телеканалов, и, соответственно, нет большого смысла их показывать. У нас реально есть 2 вида спорта, которые собирают зрителей у экранов — футбол (это вообще что-то такое из генотипа) и бокс (благодаря тому, что у нас были и есть очень яркие звезды). Получается, что у нас в стране нет культа спорта. Из-за этого мы теряем возможность вырастить звезд, а выращивать их можно только на примерах состоявшихся звезд. Надо говорить об этом и формировать спрос на спортивный контент, если он не сформирован. Возможно, стоит начинать с востребованных и понятных видов спорта таких как футбол и бокс, а потом рассказывать и о других видах спорта.
Сейчас мы с Анной Жижей готовим документальный цикл о звездах одного из видов спорта, надеюсь, что канал, с которым мы обсуждаем эту историю, его поддержит. Мы обнаружили огромное количество мало кому известных историй: помимо того, что эти люди составляют гордость украинского спорта, это живые люди с историей (их опалила война, например).
Важный момент: все считают, что сейчас из-за карантина отменены спортивные соревнования и формируется спрос на документалки. Это не так — это совершенно разный контент, с разным откликом. Если футбольный матч можно смотреть с пивом, с друзьями, то документалки так не смотрятся. Это другие эмоции и смотрят их для другого. Но имеет право на жизнь и должно формироваться и то, и другое — у кого-то должно получиться и с документалками.
Наталка Якимович, генеральный продюсер Pay TV-телеканалов FILM.UA Group
Мы всегда ориентировались на полезную информацию, которую люди смогут применить на практике. Поэтому мы ничего не приукрашиваем, а показываем жизнь такой, какой она есть — наши реалити действительно реальны. Многие программы мы снимаем у наших ведущих дома. Например, Антонина Лесик, ведущая программ на телеканале «Дача», действительно выращивает овощи и фрукты на собственном огороде, а потом готовит из них разные блюда. Этот контент особенно актуален в период карантина, когда люди вынуждены питаться исключительно дома.
Не скажу, что мы ориентируемся на западные тренды, скорее, — на образ жизни и эстетику. Так, мы запустили программу «Эко-дача», где Даша Мустеца на своем участке демонстрирует как можно выращивать даже экзотические овощи и фрукты без пестицидов. В программе «Твой дом» хозяева сами показывают свои жилища. Зрители могут узнать, как живет миллионер, как работает система «умный дом» и т.д., так же можно перенять немало крутых идей.
Думаю, сейчас и после карантина, большой популярностью будут пользоваться программы о здоровье и активном образе жизни. Люди после длительного сидения дома захотят больше развлекаться, пробовать что-то новое. Поэтому на канале 36,6 выпускается программа «Юля сможет!», в которой ведущая тестирует различные экстремальные развлечения. В программе «В форме звезды» селебрити проводят с ведущей Ульяной Шух реальные тренировки.
Сейчас мы сосредоточены на изготовлении собственного контента для всех каналов. В идеале, хотелось бы отказаться от закупок, потому как для нас важна локальность контента. Судите сами: у нас в стране не растет большинство растений, которые культивируются в Британии, поэтому показывать британские шоу на канале «Дача» смысла просто нет. А есть и противоположный пример: американские врачи уступают в авторитетности нашему доктору Комаровскому, который ведет передачу на 36,6. В общем, мы верим в потенциал локальных историй и специалистов.
Если говорить о документальных передачах, то у нас в планах съемки нескольких документальных циклов для каналов «Эпоха» и «36,3 ТВ». Документальное производство довольно затратное, и несмотря на безусловный тренд, говорить об интересе широкой аудитории пока рановато. Тем более, если речь идет о спортивной тематике.
Ольга Слисаренко, главный продюсер развлекательных программ 1+1 media
Сейчас самый большой тренд – это гиперреалистичность и так называемая «трушность». К тому же, есть запрос на «сериализацию» даже реалити контента. То есть экспертам в релити-шоу недостаточно просто давать советы. Между ними должно быть взаимодействие, динамика взаимоотношений, и зрителю тоже интересно за этим наблюдать. Мы же в 1+1 media всегда ориентируемся на запросы аудитории, поэтому наши адаптации «Голосу країни» и «Танців з зірками» уже много лет – лидеры смотрения. Для нас это не талант-шоу и не звездный «компетишн», для нас это прежде всего реалити, где люди борются за свою мечту, преодолевают себя, показывают себя максимально «трушными». В Украине зритель достаточно искушен и требователен. Поэтому нам важно, чтоб идея проекта звучала свежо, была определенным «голубым океаном».
Украинцам интересна «жизнь других» и истории отношений. Актуальным остается тревел-формат, его по-прежнему на рынке мало. Нам кажется, что мода на эпатаж прошла. Интересны яркие личности, четко уверенные в своей жизненной позиции. Зрителям интересно, как живут люди в других городах. Ведь кроме новостей, глобально, в сериальном продукте они видят или жизнь столицы, или каких-то усредненных несуществующих городов. И реалити – чуть ли не единственная возможность узнать, увидеть и почувствовать, как в действительности живут другие люди.
И в то же время украинцы консервативны и пока воспринимают социальные телеэксперименты в развлекательном формате, а не в качестве нравоучений. «Міняю жінку» – это же по сути тоже про права женщин и про их роль в семье, права и обязанности. Один из самых рейтинговых выпусков «4 весілля» был с парой невест. Выпуск, где украинская пара поменялась с парой гомосексуалов из Бразилии, собрал 1 млн просмотров на YouTube за рекордно короткое время. Более 3 тыс. комментариев и большинство акцентировали на том, что важна не сексуальная ориентация, а ценности и отношения в семье. В сериалити «Школа» мы также первыми на украинском ТВ показали проблемы современных украинских подростков: буллинг, наркотики.
У наших каналов довольно стабильные сетки, четкая сезонность. Документари – это, как правило, «спешелы». Качественные документари стоят дорого, они не мультипоказны и требуют дополнительного проморесурса. Перед большими украинскими каналами стоит задача стать бизнесами, а для бизнеса «спешелы» – это роскошь. Тем не менее на «1+1» выходили докудрамы Светланы Усенко и Акима Галимова, которые были прекрасно восприняты как зрителями «1+1», так и профессиональным комьюнити.
Саша Ткаченко, креативный директор ООО «Новый канал»
В тренде Covid-19, в связи с чем, новости и весь околоновостийный контент пользуется повышенной популярностью. Но все мы очень ждем, когда этот тренд закончится, попутно разрабатывая проекты, которые сможем снимать удаленно. Если конкретнее, то мы ориентируемся на тренды, актуальность которых не спадает годами: 360 degree, мультипоказность и возможность ко-продакшена. Ни один из них мы не обходим стороной.
Из вышеперечисленных европейских и американских трендов нам близки экстремальность и социальные эксперименты (персонализация). В прошлом году на канале вышел сериал «Первые ласточки», затрагивающий тему буллинга, домашнего насилия, вопросы ЛГБТ. Безусловно, такой контент нужен, и успешный кейс данного сериала (и на ТВ, и в диджитал) подтверждает, что у зрителя есть на него запрос.
Однако важно, чтобы трендовые темы не становились единственной сильной стороной проекта. В первую очередь, это должен быть качественный контент с хорошей историей. Когда ты смотришь Feel Good или I’m not ok with this – ты, в первую очередь, наслаждаешься историей отношений, и тебе все равно между кем они строятся.
Касательно документальных шоу: это отличный контент для VOD- и стриминговых сервисов. Наше линейное телевиденье живет в другой конкурентной среде и с другим зрителем. Документальные фильмы – событие, возможны, и запрос на них есть. Но те кто хотят посмотреть Tiger King, изначально идут на платформу.
Фото: кадр из шоу Travel with a Goat, Медианяня, K7 Media, 1+1 media, Star Media, Facebook
В статье использованы материалы variety.com
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!