В турбулентные времена все задаются вопросом о том, что будет дальше. Это, безусловно, важно, но в кризисной суматохе не менее важно подумать о настоящем. Продюсер кинокомпании Star Media Виктория Бурдукова уверена: самый ценный ресурс – время – по-прежнему с нами, и главная задача каждого профессионала медиаиндустрии сегодня – правильно им распорядиться. Если будете следовать ее действенным и проверенным опытом советам, кризис будет не так страшен для вас, а из карантина вы извлечете максимальную пользу.
Дайте волю привычкам и не корите себя за это
Наконец-то пришло время сов – я и сама сова, поэтому замечаю это. Работая из дома, люди самостоятельно определяют свой график, и нет ничего удивительного, что у многих все процессы сместились ко второй половине дня: активная работа начинается к полудню, а заканчивается поздним вечером. Меня это вполне устраивает, хоть поначалу и были угрызения совести, что в 10 утра еще ничего не сделано. Потом я поняла: это не лень, я по-прежнему продуктивна, просто основные задачи решаю не утром, а по вечерам. И, к счастью, в новых обстоятельствах это никого не смущает. Так что нужно перестать корить себя и, пользуясь возможностью, работать в удобном режиме.
Не торопитесь опускать руки – впереди множество возможностей
Худшее, что сегодня можно сделать – отчаяться, опустить руки и ничего не предпринимать. Можно сколько угодно сокрушаться по поводу кризиса и с завистью смотреть на тех, у кого остались проекты, которыми можно руководить дистанционно, но лучше от этого точно не станет. Нужно заниматься разработками на перспективу, ведь мудрость Соломона «И это пройдет» применима и к сегодняшней ситуации. Мы пережили огромное количество разных кризисов и знаем: они всегда заканчиваются, а побеждает в итоге тот, кто не терял времени зря. Помните, что там, где закрываются одни двери, всегда открываются другие, а ваша задача – отыскать их и грамотно воспользоваться обстоятельствами. Это касается любого бизнеса, даже того, который, на первый взгляд, оказался на краю пропасти.
Кризис – лучшее время для девелопмента
В производстве контента этап девелопмента всегда был одним из самых массивных, так почему бы сейчас не посвятить ему освободившееся время? Он не требует частых вложений, особенно если вам повезет найти энтузиастов-единомышленников, которые тоже понимают, что на кризисе жизнь не заканчивается. Рано или поздно платежеспособность заказчиков – как каналов, так и зрителей – восстановится, им потребуется новая порция контента, и тогда у вас будет преимущество перед конкурентами. Разумные люди понимают, что последствия кризиса в медиасфере будут ощущаться еще долго: когда самые сложные времена останутся позади, неизбежно окажется, что вещателям нечего ставить в эфир. Поэтому даже сейчас по возможности не стоит сбавлять обороты, либо же делать это минимально.
Ищите недорогие в производстве проекты – за ними будущее
Раньше мы этого не осознавали, но до наступления кризиса у нас были времена, которые я бы назвала библейским «семь тучных лет». Продолжая аналогию, дальше последуют «семь тощих лет» – и нам всем придется работать с учетом этого. Мы отвыкли заниматься дешевыми проектами, в условиях благоденствия это было неинтересно, но наступают времена, когда экономия станет решающим критерием. Каждый продюсер отныне в первую очередь должен думать, как и что сократить и оптимизировать, чтобы обеспечить работой себя и команду.
Приходит время «изобретательных» проектов. Я намеренно не использую слово «дешевый», ведь глубоко убеждена, что нет линейной зависимости между качеством контента и его бюджетом: до определенного этапа можно делать дешево, но хорошо. Да, невозможно создать конкурентное талант-шоу за $10 тыс., но полно примеров, когда небольшой бюджет не помешал проекту стать хитом. The next big thing стоит искать именно в этом сегменте.
Учитесь и самосовершенствуйтесь, но с осторожностью
Первым делом советую обратить внимание на книги, которые лежат у вас стопочкой (и у меня, кстати, тоже), но никак не доходят руки их почитать – самое время этим заняться. Можно даже перечитывать уже знакомые вещи: так вы ничего не потеряете, а наоборот – еще раз структурируете, систематизируете и закрепите свои знания.
А вот к образовательным услугам, которые сейчас предлагаются повсеместно, лучше относиться с осторожностью. Многие уходили на карантин с мыслями чему-то поучиться, заняться новым, и рынок под это подстроился. Но образование в онлайне как правило небесплатное, поэтому перед тем, как ввязываться в нечто подобное, первым делом проверьте, нет ли нужных вам знаний в свободном доступе. Результаты поисков могут вас удивить. Второй важный нюанс – попытайтесь понять, насколько человек, претендующий на звание коуча, ему соответствует. Повезло, если уже есть тренер, который подталкивает к развитию и отслеживает прогресс – чаще это намного эффективнее, чем просто прочесть книгу. Но, если речь о незнакомом специалисте, существует риск попасть на мошенника, который оставит и без денег, и без навыков. У хорошего преподавателя обязательно есть программа обучения, он может объяснить свою методику. В любом случае, в условиях кризиса ваш главный ресурс – это время, и лучше использовать в качестве инвестиции именно его, а не деньги. Особенно когда искушений вокруг слишком много.
Не пренебрегайте старыми профессиональными связями – после кризиса они вам пригодятся
Старайтесь сохранять взаимоотношения с коллегами. Кризис рано или поздно закончится, и вам, скорее всего, придется вернуться в прежнюю рабочую среду. Будет круто, если вы сделаете это с целым кошельком (следуйте советам из предыдущего пункта), сохраненным здоровьем (карантин ввели не просто так – какое-то время лучше провести дома и поберечься) и свежими идеями. Но еще круче вы себя почувствуете, если вас будет кому встречать.
Не отстраняйтесь и продолжайте общение с коллегами – по телефону или онлайн. Они такие же люди, как и вы, и сейчас пребывают в такой же растерянности. Мой опыт показывает, что разговаривать готовы все, в том числе и телеканалы, и это хорошая возможность обсуждать как оптимизацию существующих проектов, так и производство будущих.
***
Нынешний кризис лишил нас множества возможностей, а огромному количеству профессионалов, особенно в медиаиндустрии, приходится очень непросто. Но и в таких условиях важно мыслить позитивно: во-первых, наконец-то появилось время, которого в прежней текучке всегда не хватало, а во-вторых, лечь в отчаянии на диван – это самый простой, но вместе с тем и самый опасный вариант действий. Есть риск распуститься интеллектуально, просто прекратить думать, а мозг устроен так, что радостно ответит на это согласием и уйдет в уборку, готовку etc. Работа продюсера – как спорт: нужно держать тонус, чтобы потом не пришлось долго и мучительно возвращаться в форму.
Фото: Facebook-страница Виктории Бурдуковой
Подписывайтесь на «Телекритику» в Telegram и Facebook!