По фантастическому стечению обстоятельств, это радостное событие совпало с печальной датой: 19 ноября 2012 года не стало Бориса Натановича Стругацкого. В память об этом замечательном человеке и талантливом писателе «Телекритика» разузнала все подробности сериала «Пикник на обочине», который мы увидим уже в следующем году.
1
На английский язык книгу перевели еще в семидесятых – роман Rоadside Picnic вышел 39 лет назад в Нью-Йоркском филиале Macmillan Publishers, одного из старейших издательских домов мира. Перевод выполнила Антонина Бьюис – американка русского происхождения, помимо переводческой деятельности возглавлявшая в восьмидесятых «Фонд культурной инициативы» Джорджа Сороса. «Пикник на обочине» стал ее первым опытом литературного перевода. В дальнейшем Бьюис переводила Булгакова, Окуджаву, Евтушенко, Толстую и Довлатова. Между прочим, в переведенном виде книга номинировалась на Премию Джона Кемпбелла и даже получила второе место, а в 1981 году в Меце роман был признан лучшей иностранной книгой года.
2
Известно, что режиссером сериала – по крайней мере, пилотного эпизода, станет Алан Тэйлор. Как оказалось, он давний поклонник романа Стругацких. Еще год назад в одном из интервью в рамках промо «Генезиса» Тэйлор признался, что работает над небольшим телесериалом на основе фантастического романа, «который всегда любил».
3
У Алана Тэйлора довольно серьезный послужной список на телевидении: он работал на первом и втором сезонах «Игры престолов», поставил по одному эпизоду «Подпольной империи» и «Остаться в живых», в его активе немало серий для «Клана Сопрано» и «Безумцев». Но те фильмы, которые Тэйлор снимал для большого экрана (например, «Терминатор. Генезис»), очень трудно назвать хорошими. Еще хуже обстоят дела со сценаристом: это будет всего лишь вторая работа в кино Джека Паглена, который до этого отличился драматургической основой фильма «Превосходство» Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли. Большинство шишек, которые заслужил этот фильм, посыпались на него как раз из-за сценария Паглена, и все по делу.
4
А вот с продюсерами сериалу повезло больше, чем со сценаристом. Вивиан Кэннон раньше работала на «Проповеднике», очень стильном хулиганском сериале Сэта Рогена с Домиником Купером и Джозефом Гилганом в главных ролях. Нил Моритц, глава Original Film – еще более опытный товарищ, запустивший такие прокатные хиты, как «Три икса», «Городские легенды», «Форсаж», «Зеленый шершень», «Я – легенда» и множество других. Так что со зрелищностью и спецэффектами у «Пикника на обочине» должно быть все в порядке. (В галерее – фотографии со съемочной площадки сериала.)
5
Кастинг сериала, скорее, радует: в главной роли снимается Мэтью Гуд, впервые блеснувший в «Матч поинте» Вуди Аллена, а в культовых «Хранителях» исполнивший роль Озимандиса – не самый худший вариант на кандидатуру отважного циника Рэдрика Шухарта. Роль Стервятника Барбриджа – старого опытного сталкера, который показал Шухарту путь к Золотому шару, исполняющему желания, досталась Уильяму Эрлу Брауну. Браун с его характерной внешностью (вы можете помнить актера по роли детектива Тига Диксона из второго сезона «Настоящего детектива») должен идеально совпасть с образом прожженного пройдохи-сталкера. Роль Гуты, подружки, а затем жены главного героя, досталась Фелише Террел: глядя на ее фото, трудно не согласиться с тем, что у Рэдрика Шухарта отличный вкус. (Для сравнения, в классическом «Сталкере» Гуту играла 45-летняя Алиса Фрейндлих.) Между тем, есть и достаточно спорное кастинговое решение. Так, роль русского доктора Кирилла Панова, который погиб в Зоне по вине Рэдрика, досталась Тому Нунену – актеру с харизмой записного криминального элемента. Согласитесь, все-таки доктора Кирилла мы представляли себе немного другим.
6
Все знают знаменитый фильм Андрея Тарковского «Сталкер», но мало кому известно, что американский сериал станет уже третьей экранизацией «Пикника на обочине». Четыре года назад на финской студии с говорящим названием Pilman Radiant Pictures за феерическую сумму в три тысячи евро был поставлен фильм «Зона» (Vyöhyke), созданный по мотивам романа постановщиком Эсса Луттиненом. Если вы готовы к такому подвигу зрительского самопожертвования, то фильм целиком можно посмотреть на YouTube. (К счастью, с английскими субтитрами.)
7
Всего проза Аркадия и Бориса Стругацких экранизировалась шестнадцать (!) раз. Мы не поленились собрать для вас все эти фильмы, причем в хронологическом порядке. Итак, помимо трех экранизаций «Пикника на обочине», это телеспектакль «Понедельник начинается в субботу», поставленный в 1965 году режиссером Александром Белинским на Ленинградском ТВ. Следующей экранизации пришлось ждать почти пятнадцать лет, пока на Таллинской киностудии не был снят пользовавшийся огромной популярностью «Отель «У погибшего альпиниста» (1979) Григория Кроманова. «Чародеи» Константина Бромберга, вышедшие на телеэкраны в 1982 году, в особом представлении не нуждается: долгие годы фильм входил в традиционный репертуар Новогодних эфиров. А вот венгерский телефильм «Миллиард лет до конца света» режиссера Ласло Феликса (1983) известен, преимущественно, поклонникам АБС. Через четыре года Центральный детский театр представил свою версию «Малыша» – постановка была заснята телевизионщиками и превратилась в почти забытый нынче формат телеспектакля.
В 1988 году великий Александр Сокуров снимает по мотивам «Миллиарда лет до конца света» сумрачные «Дни затмения». Через год на киностудии имени Довженко выходит двухсерийный трэш «Трудно быть богом», поставленный немецким режиссером Петером Фляйшманом. (Если бы не гениальный Александр Филиппенко в образе Дона Рэбы, об этом фильме стоило бы накрепко забыть.) Киносценарий Стругацких «Пять ложек эликсира», основанный на повести «Хромая судьба», экранизировался дважды. Фильму Аркадия Сиренко «Искушение Б.» (1990) повезло успеть выйти на экраны в стране с умирающим кинопрокатом, и сенсацией он не стал. Дипломный фильм ВГИКовского выпускника Тимура Шина «Шесть» (2012) с Владиславом Гаркалиным в главной роли оказался настолько плох, что до проката так и не добрался, и после показа на фестивале в Выборге канул в небытие. (Копии нет даже на рутрекере.) В 1994 году выходит европейская экранизация «Малыша» – «Неназначенные встречи» чешки Ирены Павласковой.
Константин Лопушанский, в чьем активе уже была работа с АБС над фильмом «Письма мертвого человека» 1986 года, поставил спустя двадцать лет великолепную экранизацию «Гадких лебедей». Фильм стал одним из лучших киновоплощений прозы Стругацких, наряду со «Сталкером», «Днями затмения» и «Трудно быть Богом» Алексея Германа (2013) – гигантской, макабрической фреской, напоминающей кошмарный сон. Ну и, конечно же, вспомним «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, который многим из нас не повезло увидеть в украинском прокате восемь лет назад. Посмотрим, какое место в этом списке займет сериал Алана Тэйлора.
В статье использованы материалы, ранее размещенные на порталах deadline.com, imdb.com, hollywoodreporter.com, sergeidovlatov.com и в блоге dubikvit.livejournal.com.