«Безмолвный свет» (Luz silenciosa) 2007
![](http://images.telekritika.ua/5f65dc5170a537725fa49699d0ff9544.png)
_
_
Режиссер: Карлос Рейгадас
Производство: Мексика, Франция, Нидерланды, Германия
Могу выделить фильм, который за последние десять лет поразил больше всего. Это «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса. Я воспринимаю его как фильм-чудо, который апеллирует, минуя анализ, непосредственно к душе, причем кратчайшим путем. Нужно только остановить бесконечные внутренние диалоги и открыть сердце. Тогда начинает происходить чудо, и ты чувствуешь дыхание вселенной. Самая простая конструкция любовного треугольника, которая повествует уже не раз рассказанную историю, вырастает до космических масштабов, где жизнь, любовь, предательство и смерть становятся частями чего-то гораздо большего – на фоне потока времени, который убаюкивает и дарит надежду.
«Сын Саула» (Saul fia) 2015
![](http://images.telekritika.ua/1f3d99a5e1ba88d56760c71a80412f01.jpg)
_
_
Режиссер: Ласло Немеш
Производство: Венгрия
Яркий пример того, как выразительный изобразительный прием, который, с одной стороны, вроде бы ограничивает традиционные выразительные средства автора, но в то же время может сделать фильм намного эмоциональнее. Камера большую часть фильма будто привязана к портрету героя и пытается проникнуть в его психику, деформированную трагическими событиями. Среди нечеловеческого существования в концлагере зрителя все время заставляют быть максимально близко к герою, позволяя почувствовать его дыхание и мысли.
«Небраска» (Nebraska) 2013
![](http://images.telekritika.ua/07db1978086988fd1d01a7f87c31ad71.png)
_
_
Режиссер: Александр Пэйн
Производство: США
«Небраска» – это очень жизненная, одновременно трагическая и комическая история, которая рассказывает об отношениях старого отца, озлобленного на весь мир, и сына, который пытается его поддержать. Во время путешествия за причудливым выигрышем им удается преодолеть барьер отчуждения и сблизиться. Точно выверенная драматургическая конструкция роуд муви, отсутствие цвета, серый провинциальный ландшафт и такие же люди, которые его населяют, с одной стороны, дистанцируют зрителя. Но с другой, интонация режиссера полна человеческой доброты, что делает этот фильм теплым и светлым.
«Рай: Любовь» (Paradies: Liebe) 2012
![](http://images.telekritika.ua/cd217fe2e0205250be4f7071e4895da3.png)
_
_
Режиссер: Ульрих Зайдль
Производство: Австрия, Германия, Франция
Этот фильм о женском одиночестве. О попытке любым способом от него избавиться, даже если приходится покупать любовь за деньги. Дети выросли и стали самостоятельными, а тебе всего 50 и рядом ни одной близкой души. Поразительно, как режиссер, используя свой опыт документалиста, перенес жизненную действительность в игровое кино. При этом с максимальной достоверностью рассказывая истории современных европейцев, препарируя их страхи и надежды. Используя откровенные, иногда эпатажные сцены Зайдль очень точно передает душевное состояние героев.
«Скафандр и бабочка» (Le scaphandre et le papillon) 2007
![](http://images.telekritika.ua/7db67e1e7a616dd7c1c447a728fc9ed7.png)
_
_
Режиссер: Джулиан Шнабель
Производство: Франция, США
В этом фильме меня больше всего поразила именно операторская работа. Зрителя фактически поместили в скафандр обездвиженного тела, и в таком дискомфортном положении заставили воспринимать историю парализованного писателя. Давление отчаяния на определенном этапе просмотра фильма становится невыносимым. На мой взгляд, очень новаторская и смелая работа, которая транслирует жизнеутверждающий месседж.
«Отчуждение» (Uzak) 2002
![](http://images.telekritika.ua/c9343b11f74da1a272ac05a24865f7f1.png)
_
_
Режиссер: Нури Бельге Джейлан
Производство: Турция
Внешняя сдержанность, которая повествует о внутренней катастрофе. Подчеркнуто простыми средствами изображаются болезненные травмы, полученные от жизни. Самое интересное, что Джейлан фактически самостоятельно снял этот фильм. Он был режиссером, сценаристом, оператором, монтажером и даже дистрибьютором. Прекрасный пример для подражания!
«Женщина, которая ушла» (Ang babaeng humayo) 2016
![](http://images.telekritika.ua/cc676ce9b515b1a628570c5a779d0bba.png)
_
_
Режиссер: Лав Диас
Производство: Филиппины
Используя статическую камеру, сверхдлинную продолжительность снятых одним кадром сцен, черно-белое изображение и максимальную глубину резкости кадра, режиссер достигает в своих фильмах устойчивого медитативного эффекта. Лав Диас навязывает нам свою уникальную реальность со своими законами, которые мы вынуждены принять и подчиниться. А взамен мы получаем возможность искать смысл жизни вместе с автором и героями фильма. При этом непривычно длинный хронометраж фильма не вызывает никакого дискомфорта.
«Эпизод из жизни сборщика железа» (Epizoda u zivotu beraca zeljeza) 2012
![](http://images.telekritika.ua/74603477e32fd5fc8c20b8aeb432ed71.png)
_
_
Режиссер: Денис Танович
Производство: Босния-Герцеговина, Франция, Словения
Бюджет этой картины составил всего 30 тыс. евро. Все, кто появляется в кадре этого фильма, – это не профессиональные актеры, а люди, которые играют самих себя. И рассказывают они свои личные истории, которые когда-то с ними произошли. Такой подход к созданию кино мне очень близок. Этот фильм вместе с «Отчуждением» и подтолкнул меня к работе над «Уровнем черного».
«Сын» (Le fils) 2002
![](http://images.telekritika.ua/db01f1c094cbb5dfece0fe103fa4f9b9.png)
_
_
Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Производство: Бельгия, Франция
Режиссеры исследуют сложности, которыми наполнена жизнь простых европейцев, изо всех сил борющихся за свое существование. Их фильмы насыщены движением. Здесь очень подвижная камера, сами герои все время куда-то спешат. Очень мало диалогов. Герои органично проживают долгие кадры. В каждом фильме Дарденнов исследуется экзистенциально-социальная проблема и даже находится вектор решения этой проблемы. Социально важное и совершенное с точки зрения артистизма кино.
«Человек с киноаппаратом» (Man with a Movie Camera) 1929
![](http://images.telekritika.ua/e9a6031ba931c0aa1048f1d51491772d.jpg)
_
_
Режиссер: Дзига Вертов
Производство: СССР
Этот фильм является ярким примером того, что хроникально-документальный материал может стать настоящим художественным произведением. Нужно только творчески подойти к работе и не бояться экспериментировать. Даже сегодня фильм выглядит довольно современно.