Коли західні канали озброюються гумором проти політиків, то роблять це як і колись – у формі легендарних скетчів SNL або масштабних (і дорогих) капостей, на кшталт тієї, що влаштував Джон Олівер Майку Пенсу своєю книжкою про кролика-гея. Українські ЗМІ теж використовують формат американських late night show (наприклад, проекти Романа Вінтоніва з «Громадським» і «Першим національним»), але все частіше не гребують і нашвидкуруч зробленими відео в стилі YouTube-жартівників. Контент від цього стає менш серйозним, та часом і більш тенденційним. «Телекритика» вирішила пригадати, які жартівливі ролики за участю політиків «злітали» останнім часом, і чому.
Повод не нужен
Мы не зря вспомнили Америку, где бывшие медийщики непрерывным потоком переходят в Белый дом. В Украине ситуация выглядит иначе: кажется, каждый второй политик пробует себя в роли ведущего. Свое шоу вел Михаил Саакашвили на телеканале ZIK; Дмитрий Корчинский, на днях устроивший «осаду» этого канала, сам в свое время подводил «Субъективные итоги» на NewsOne (аналогичное «субъективное» шоу было и у Надежды Савченко). NewsOne также транслировал передачу «Правда Ляшко», а у депутата Сергея Лещенко есть видеоблог на канале «24».
Иными словами, политики так активно включены в жизнь медиа, что все реже воспринимаются как народные избранники и все чаще – как особо колоритные дикторы, коверкающие слова и склонные к нецензурщине. Поэтому интернет-СМИ питают особую любовь к роликам а-ля «10 самых смешных ляпов от украинских политиков»: собственно, политики в таких видео – ноль (а значит, и обвинений в манипуляциях можно избежать), зато лайки гарантированы. Espreso.tv раз в год – то ко дню украинской письменности (9 ноября), то ко дню родного языка (21 февраля) – публикует ролик с неустаревающими «кровосисями».
«Созданием видео на сайте занимается трое редакторов. Двое из них совмещают эту работу с другими задачами, – рассказывает Катерина Коберник, руководитель проекта ТСН.ua. – Главная проблема в создании такого контента – права на музыку и видео. У нас есть преимущества: у ТСН очень внушительная видеобаза, и наши политические ролики мы иллюстрируем архивными материалами или видео телеканала «Рада». С музыкой сложнее. У Facebook есть «белая» база, откуда можно брать треки, но далеко не всегда там находятся подходящие песни. Иногда мы договариваемся с исполнителями, и кто-то идет навстречу, кто-то – нет».
Нанять народного умельца
Наверное, самым известным поставщиком вирусных видео в укрнете остается Богдан Процишин, чьи ролики выгружаются не только напрямую в Facebook, но и выходят в проекте «Вєсті.UA» телеканала «24». Неизменный рецепт видео от Процишина – сделать ньюсмейкера дня героем песни в стиле «хиты нашей молодости». Тут уж без инфоповода не обойдешься.
Премьер-министр заявляет в интервью, что проблема коррупции в Украине преувеличена? Получите ролик с песней на мотив «Констанции» из «Трех мушкетеров». Надежду Савченко обвиняют в подготовке государственного переворота? На канале Процишина выходит еще один переозвученный советский хит: «Бредит всем знакомая звезда, что была оторвана от дома». Что касается «Вєсті.UA», то скандал с Савченко сделал ее главной и едва ли не единственной героиней проекта.
УНИАН, в свою очередь, набрал 400 тыс. просмотров с музыкальным роликом «Что случилось с Надеждой Савченко?»
Впрочем, сама героиня дня смогла еще успешнее воспользоваться абсурдностью ситуации: залитое безымянным каналом видео, в котором нардеп на фоне пустого сессионного зала Рады произносит эпическую фразу «Бабах! Що, вср*лися?», набрало 670 тыс. просмотров. Параллельно на телеканале NewsOne стали транслировать имиджевый ролик Савченко в похожей цветовой гамме. Без шуток, зато с раздеванием: учитывая, что не каждый день увидишь полураздетого депутата, глядящего на вьюгу за окном, можно предположить, что команда «Общественно-политического движения Надежды Савченко» не только не пыталась сгладить потоки троллинга на других каналах, но и намеренно сняла двусмысленный ролик – авось, и он станет вирусным.
А в чем месседж?
При этом «выстреливают» чаще нейтральные видео, как ролик ТСН, в котором на украинских политиков примерили 3D-эмодзи iPhone X (500 тыс. просмотров на Facebook). В чем смысл таких безделиц для СМИ, понятно: это беспроигрышная ставка в экономике «лайков» и «репостов». Но в чем их смысл сам по себе?
Интернета не было еще и в помине, когда известный исследователь средств массовой коммуникации Маршал Маклюэн писал, что «средство и есть сообщение», а также делил СМИ на холодные и горячие. Холодные – это те, которые дают меньше информации (например, только текст в газете) и заставляют потребителя активно додумывать недостающее. Горячие – такие как телевидение – дают максимум информации, «забивая» каналы восприятия, и тем самым делают зрителя пассивным. Вирусный контент – это по определению очень «горячее» средство коммуникации: он дает большой объем визуальной, аудио- и текстовой информации, но содержание этой информации, как правило, уже хорошо известно зрителю: ну кто не знаком с коронными фразами Трампа и не слышал «Деспасито»? Такие ролики – опять же, по Маклюэну, – способствуют «повседневной мифологизации происходящего», а активному осмысливанию – нет.
Так что, когда кто-нибудь из украинских политиков додумается спеть что-то из хитов Олега Винника, не спешите записывать его в клоуны: быть может, это великий манипулятор.