Руководитель «Хати на тата» Ирина Багний впервые за все время существования проекта дала интервью. Она рассказала не только о «подводных камнях» передачи, но и дала советы женщинам, основываясь на своем опыте на съемках: как можно из папаши-инфанта, которых (многие со мной наверняка согласятся!) в нашей стране в избытке, сделать взрослого заботливого мужчину.
— Сейчас у нас снимаемся семья из Черниговской области. Папа по типажу такой себе барин. Живет в селе, работает энергетиком, словом, большой начальник. У него пятеро подчиненных, которые обрезают ветки, падающие на провода. А его работа заключается в том, что он стоит и смотрит, чтобы ветки правильно подняли и обрезали. Очень тяжелая работа! А жена работает в хосписе медсестрой. Герой сказал нам, когда мы приехали: «Так, давайте «по чесноку». У моей жены что, работа морально сложнее, чем у меня? Вот вы попробуйте Степанычу объяснить, как правильно ветку обрезать!» В проекте он станет на место жены и пойдет работать в хоспис. Понятно, что все делать он не сможет, но кое-что – да. Чтобы ощутить всю моральную тяжесть этой работы. Также жена полностью занимается домой, на ней двое детей. А у папы есть друзья, он курит кальян, ходит по дому в махровом халате… Герой наш хитрый и веселый.
— Да, и женщины не только весь дом на себя взвалили, но и часто больше зарабатывают. Мужик в юбке: откуда это идет? Женщина изначально ведет себя не очень правильно. Показывает, что может взвалить на себя все. Когда мы встречаем мужчину, то хотим показать, какие мы хорошие. И готовить умеем, и даже гвозди заколачивать! Пусть мужчина нами восхищается. После свадьбы женщина продолжает делать все. А когда появляются дети, она уже не может справиться с нагрузкой, и наступает отчаяние: «Он же ни на что не способен!». А муж так привык! Ему удобно, что рядом такая жена. Она очень устает, выглядит все хуже, мужа своего как женщина перестает интересовать. В семье начинаются скандалы. Вот поэтому семьи и обращаются в наш проект.
«Один из самых сложных героев за всю историю проекта – блатной бетонщик, живший по законам 90-х. Он ходил в костюме «Адидас», учил 4-летнюю дочь танцевать под шансон, а его сын в полтора года умел крутить четки…»
— Да, может, и это показывает наша передача. Просто женщине надо дать ему такую возможность. Он уже знает, что она умеет готовить борщи, лепить пельмени, прибивать карнизы. Надо понемногу «ослаблять»: один раз не сварить борщ, потом попросить его почистить картошку, вынести мусор. Понемногу приучать к быту. Можно, в конце концов, сесть и поговорить о разделении обязанностей. Даже если мужчина из десяти предложенных ему пунктов возьмет пять-шесть, это уже успех. Ну и главное, хвалить. А не так. Он взял вынести мусор, и что-то из ведра вывалилось. А вы: «Ты даже мусор не можешь вынести». Подхваливайте, и со временем он станет делать лучше, ему это понравится.
— Безусловно, такое возможно. Но все зависит от героев. Кроме того, наш психолог помогает им и после окончания съемок передачи. У них есть ее номер телефона, они могут беспрепятственно общаться по Скайпу. Все это, разумеется, для героев бесплатно, за счет проекта.
— Конечно. Работают и с папой, и с мамой, делая акцент на том, кому больше нужна психологическая помощь. Мы вообще с героями очень много общаемся за кадром.
— А можете привести пару примеров – какие реальные изменения произошли в отношениях между супругами после съемок в вашей программе?
— О глобальных изменениях можно говорить, естественно, не сразу. Для этого нужно время. Ну вот, например, семья Яремко из первого сезона «Хати на тата» – мы их снимали около пяти лет назад. Папа из Коломыи, который знал всего три блюда: яичница, яичница «з гріночкою» и яичница «рідка». Он работал анестезиологом в роддоме. В свободное время лежал на диване, играл на компьютере в покер, даже ставил ставки на деньги. И даже не замечал, как растут две его дочери. Маму, если вы помните, мы во время съемок отправили на отдых, и весь быт достался папе. Он покорил страну своим чувством юмора. И, конечно же тем, как изменился в финале проекта. А после нашей программы он попал в реалити «Зважені та щасливі». Похудел, вся семья стала вести здоровый образ жизни. Спустя время они с женой даже открыли свой фитнес-клуб. Люди кардинально изменили свою жизнь.
В семье Сапон (второй сезон) был культ еды, жена с трудом успевала готовить для мужа и сыновей. Также они держали большое хозяйство, которое было полностью на ней… Сразу после «Хати…» муж и сын тоже пошли в «Зважені та щасливі». Похудели, продали все хозяйство. Едят меньше сала, мяса, жирной пищи. А главное – научились ценить маму! Помогают ей во всем! Вот вам и изменения!
Из «свежих» пап – блатной бетонщик Серега Рыдван (5 сезон), который жил по законам 90-х, ходил только в костюме «Адидас», учил 4-летнюю дочь танцевать под шансон, а его сын в полтора года умел крутить четки. Это один из самых сложных героев за всю историю проекта, о таких говорят «бронелобый». Мы очень рисковали, когда брались за эту семью. Но это того стоило. Человек, который, казалось бы, никогда ничего не поймет – изменился и покаялся на всю страну. Мало того, что узнал своих четверых детей, научился их воспитывать «правильно», стал романтиком, так еще и внешне изменился – вместо костюма «Адидас», в его гардеробе теперь брюки, рубашки. Жена Таня до сих пор не может поверить, в то, что произошло.
«Один пошел накручивать папу, второй – маму… Вечером после съемок герои переговорят между собой и все расскажут друг другу. И кто вам потом будет верить?»
— То, что, иногда происходит, сложно назвать скандалом. Потому что скандал – это когда ссорятся обе стороны. Но, конечно, бывает, что папам на съемках срывает крышу. Вот, например, в третьем сезоне с семьей Лысюк были проблемы. Папа там – тракторист. По характеру – «крепкий орешек». Ему 45 лет, и у него есть свои сложившиеся взгляды. Одно из заданий, которое мы ему дали, – выкопать 30 соток картошки, что до этого всегда делала его жена. Он распсиховался: «Чого це я маю це робити?!». Пошел в дом, лег на кровать и стал молча смотреть в потолок. И знаете, как мы вышли из ситуации? Спросили его: «Коля, то, что ты не хочешь – это одно. Но у тебя еще есть двое взрослых сыновей. Хороший ты им сейчас показываешь пример в том, что ты, взрослый мужчина, лежишь и смотришь в потолок? Потому что у тебя задание выкопать 30 соток картошки». Вскоре подключились и дети. Подошли к нему и сказали: «Ми завжди думали, що ти нормальний тато. Що з тобою? Ти хочеш нас опозорити на всю країну?». Он подумал, потом вышел, закурил… И стал копать картошку.
— Некоторые звонят на нашу «горячую» линию, некоторые присылают заявки на сайт (надо заполнить анкету на «Хату на тата»). Также наши журналисты ездят по селам и маленьким городкам, расклеивают объявления. Для чего они это делают? Есть люди из сел, которые хотели бы попасть на проект, но считают, что такое невозможно: «Там все по связям, все проплачено». И видя наших журналистов, просто не верят своим глазам.
— Нет, в отеле. Кстати, перед съемками герои нас часто спрашивают: «Ой, це ж ви приїдете і будете у нас жити?». А мы в ответ шутим: «І жити, і їсти – все будемо у вас!». Они: «Да, ну добре-добре…» (Смеется) Мы рано утром приезжаем на съемки и поздно вечером уезжаем.
— Мы не ставим себе цель, что вот этот сезон будет сезоном интересных профессий. А следующий посвящен чему-то еще. Все происходит так: мы ищем героев, затем снимаем и уже только к эфирам понимаем, какой это будет сезон.
— Успех любого реалити – в первую очередь герой. Если это человек равнодушный и безэмоциональный, никто не будет два часа смотреть на него в прайм-тайм. Кроме того, у героя должна быть оригинальная жизненная позиция. Ну и третье – интересные задания с нашей стороны. Для того, чтобы проблемы решились, и герой изменился в конце программы.
«Мне не приходится объяснять своему парню, почему я в два ночи иду говорить по телефону, и что я работаю не до шести, а круглосуточно»
— Мы часто делаем «креативные комнаты», собираемся командой и работаем. Придумываем для каждого задание, направленное именно на то, чтобы герой, как я только что сказала, изменился внутренне. Задания обязательно должны откликаться на проблемы в его семье. Тут очень важно попасть в точку – чтобы передача получилась именно об этих людях. И герой должен тебе доверять. Иначе ничего не выйдет.
— Какие методы во время съемок для вас табу?
— Мы не работаем так: «Пойди и скажи папе то-то и то-то». Не сталкиваем героев лбами. Один пошел накручивать папу, второй – маму. Это низкий уровень профессионализма. Вечером после съемок герои переговорят между собой и все расскажут друг другу. И кто вам потом будет верить? Никто. Нужно быть с героем искренним. Говорить то, что думаешь, объяснять свои действия. Ведь часто герой передачи не понимает, для чего ему дают то или иное задание.
— Ира, скажите, а ваш любимый мужчина смог бы стать героем «Хати на тата»?
— Нет – к счастью или к сожалению – он никогда не станет ее героем. Ведь если бы мой молодой человек попал в программу, он бы сразу со всем справился. Все умеет делать в быту. Мы абсолютно взаимозаменяемы, что, я считаю, очень важно в семейной жизни. Если один видит, что другой занят, он просто берет и делает это. Мой мужчина тоже работает на телевидении. Поэтому понимает мой образ жизни. И мне не приходится ему объяснять, почему я в два ночи иду говорить по телефону, и что я работаю не до шести, а круглосуточно.