Об особенностях онлайн-трансляций турниров
Краеугольный камень esports-индустрии – контент. Турниры – это контент, гайды по прохождению игр – это контент, стримы – это контент, трансляции турниров/матчей/игр – тем более контент, просто более «профессиональный». Соответственно, практически каждый представитель аудитории может стать контентмейкером, стоит ему запустить стрим на Twitch или YouTube. И если его манера играть или комментировать «зайдет» аудитории, он может собирать иногда даже больше просмотров, чем студии. Еще несколько лет назад случались прецеденты, когда официальный стрим студии собирал меньше зрителей, чем неофициальный стрим комьюнити-кастера. Сейчас эта тенденция меняется, не в последнюю очередь благодаря началу регулирования рынка медиаправ на крупные и средние турниры.
Почему отдельные кастеры иногда пользуются большим успехом? Сила персонального бренда, интерес аудитории именно к данной конкретной личности и ее манере комментировать игру. Как правило, это первый шаг, чтобы стать «талантом» (профессиональным комментатор и/или аналитиком) и войти в состав студии. Да, в нашей индустрии талантами называют не игроков, а комментаторов/аналитиков/ведущих студии, одним словом, всех тех, кто не просто играет и понимает игру, но и умеет говорить о ней так, чтобы собирать у мониторов миллионы.
Инновации из ТВ
Киберспортивный турнир – это игра, соревнование. Придание турниру идеи и истории, создание тематической обертки (креативной концепции), подход к трансляции как к шоу – так с турниром до нас в индустрии никто не работал. Суть игры не меняется, но сами матчи становятся только одним из элементов, а не единственным. Это, в том числе, и позаимствованная у телевидения экспертиза – подход к трансляции и процессу продакшна, организация работы в студии, визуальный дизайн, продвижение турнира как ТВ-продукта, а не спортивного ивента. Да, трансляции WePlay! Esports во многом можно сравнивать с хорошим телешоу.
Украина как один из мировых центров создания киберспортивного контента
Конечно, у нас уже есть ряд успешных проектов. Например, известная во всем мире киберспортивная организация Na'Vi, которую без преувеличения можно назвать культовой. В свое время состав Na'Vi по Dota 2 выиграл первые миллионные призовые в киберспорте и навсегда вписал себя в историю индустрии (победа на The International 2011 – самом крупном в мире турнире по Dota 2 от Valve, компании-разработчика игры. – Ред.).
Заметны украинцы и в дисциплине Counter Strike. Так, еще в 2004 году, на пике популярности World Cyber Games, отборочный турнир выиграла украинская команда одного из нынешних топ-талантов WePlay! Esports Алексея «уХо» Малецкого, и достойно играла под украинским флагом на мировом уровне. Сейчас же состав Na'Vi по CS:GO – №3 в мире, а один из игроков – Александр «s1mple» Костылев – признан по итогам 2018 года лучшим игроком CS:GO в мире. Во многих европейских и американских командах играют украинцы, бывшие квейкеры или старкрафтеры сейчас стоят у руля крупных компаний, так или иначе связанных с индустрией, плюс три из четырех СНГ-студий родом из Киева. Так что да, Украина в какой-то степени является поставщиком кадров и решений для киберспорта.